Когда твоя Хиллари больна

Петр АКОПОВ, публицист

15.09.2016

Проблема здоровья Хиллари Клинтон становится одним из двух главных вопросов американских выборов — после того как 11 сентября все увидели, что ее под руки вели к машине. Лично Трамп не будет раскручивать данный сюжет, это сделают его сторонники. А на место второй главной темы успешно претендует лозунг «Трамп — агент влияния Путина», который все активнее продвигает американский истеблишмент, включая Барака Обаму. Сумасшедшая кампания — хоть через «а», хоть через «о» — во всех смыслах.   

Президентская гонка в США приближается к завершающей стадии: 26 сентября начнутся предвыборные дебаты между кандидатами. Три раунда за три недели, а потом у американцев будет еще столько же времени, чтобы определиться с предпочтениями. И 8 ноября в этом шоу поставят точку — если, конечно, страна не завязнет в пересчете голосов. Но сейчас — дебаты, а с этим очень большие проблемы. Не у Трампа — у Клинтон. 

Хиллари нельзя выходить на одну сцену с Дональдом: шоумен и харизматик ее просто «порвет». Она и так не отличается умением держать удар и хотя бы казаться искренней, а на контрасте с откровенным и прямым конкурентом это станет еще заметнее. Аудитория дебатов огромна, они оказывают большое влияние на позицию избирателей. В первую очередь не определившихся — таких больше 10 процентов. А ведь есть еще и те, кто не собирается идти на выборы, но может изменить свое мнение под впечатлением от очной схватки. Сомневаться в том, что Трамп выиграет дебаты, не приходится, а значит, увеличит свой электорат еще на несколько процентов. 

Сейчас рейтинги Клинтон и Трампа практически сравнялись, хотя есть сильное подозрение, что социологи темнят и в реальности магнат уже обгоняет соперницу. За Дональда могут проголосовать многие из тех, кто обычно не ходит на выборы, — миллиардер мобилизовал протестный, недовольный всей политической системой электорат. Это неудивительно: Трамп прямо говорит о провале и продажности «профессиональных политиков», обещая, что будет править принципиально по-другому. Понятно, что, будучи избранным, он не сможет освободиться от влияния «вашингтонской машины», но по крайней мере бросает ей вызов, и это привлекает американцев.

Дебаты, принеся Трампу дополнительные голоса, поднимут и уровень недоверия к Клинтон. Так что бывшей первой леди лучше было бы просто не участвовать в дуэли с «парнем из Квинса», но отказаться от дебатов невозможно, это равносильно признанию поражения. Единственный выход — уклониться от них по уважительной причине. Например, болезни. Разумеется, никто не верит в пневмонию у Хиллари — а именно этим объясняют ее полуобморочное состояние 11 сентября, — подозревая гораздо более серьезные недуги, но под таким предлогом можно избежать хотя бы одного, а то и двух раундов дебатов. Естественно, ущерб от признания проблем со здоровьем будет для Клинтон велик, однако тут вопрос в том, не нанесут ли дебаты еще больший урон...

Заменить Клинтон на другого кандидата технически еще можно, но это самоубийственно для демократов, точнее, для американского истеблишмента. Выставить проигравшего праймериз сенатора Сандерса элиты не захотят — это второй Трамп, такой же несистемный, только с социалистическими идеями. Номинировать вице-президента Байдена? Ему в ноябре будет 74, к тому же непонятно, как он сможет победить Трампа. Сложная ситуация для элиты — речь идет не о выборе из двух сортов «своих людей», а о реальной угрозе победы «чужого».

Трамп чужой не потому, что «агент Путина», а потому, что не рукоположен в политики той самой «вашингтонской машиной», надпартийным истеблишментом. Не делал карьеру под присмотром «машины», на него нет компромата, не признает авторитетов и негласно установленных правил. Выскочка, бунтарь, возомнивший, что известность и деньги дают ему право въехать в Белый дом. Он опасен для элиты не своими взглядами, а именно неподконтрольностью. Так что для «машины» вопрос стоит не в том, как бы избрать Клинтон — она лишь шестеренка, а как не допустить победы Трампа.

Похоже, элиты не придумали ничего лучшего, чем попытаться изобразить неугодного кандидата «агентом Путина», то есть сыграть на страхе американцев перед Россией. Было бы смешно, если бы мы не наблюдали, как эта волна с каждой неделей нарастает. Сначала Трампа просто пинают за слова о «сильном лидере Путине», с которым он установит хорошие отношения. Потом в его окружении ищут русских агентов влияния. Далее Кремль обвиняют во вмешательстве в американские выборы, а теперь уже договорились до того, что Трамп выслуживается перед Путиным. И это заявляет не кто-нибудь, а Барак Обама. 

Важно даже не то, что Трамп достал Обаму, на протяжении года повторяя, каким тот выглядит слабаком на фоне российского коллеги. У «коллективного Вашингтона» нет никаких серьезных и, главное, действенных аргументов, чтобы очернить магната в глазах избирателей. Вот и приходится хвататься за Путина, за Россию, забывая, что с их восприятием в США все уже далеко не так однозначно. «Путинизм» Трампа в глазах многих американцев является не пороком, а достоинством. Да, говорят они вслед за самим миллиардером, русским повезло, что у них есть сильный лидер, отстаивающий их кровные интересы. Вот и мы в США хотим такого же — чтобы бился за наши нужды, а не ради наднациональной элиты, которая надоела хуже Клинтон.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции