Таинственное искусство: «Офелия» Джона Эверетта Милле

15.11.2021

Таинственное искусство: «Офелия» Джона Эверетта Милле
Картина одного из основателей «Братства прерафаэлитов», знакомая сегодня почти каждому, далеко не сразу нашла понимание у современников английского художника. 

История создания


Работа над «Офелией», или «Смертью Офелии», завершилась в 1852 году, отмечает Wikipedia.org. Джон Эверетт Милле сначала написал пейзаж, а затем умирающую девушку, что было необычно для того времени. Пять месяцев он приходил на берег реки Хогсмилл в графстве Суррей, проводя за мольбертом по 11 часов в день. В дневниках 22-летний художник с юмором отмечал, что ему угрожал магистрат за вторжение на поля и повреждение урожая, а также появление быка. Ему мешали мухи и пронизывающий ветер, а также лебеди, уничтожившие растительность в том месте, которое он рисовал. 

Милле впервые для своего времени изобразил растительность с научной точностью. На картине можно найти лютики, плакучую иву, розы, незабудки, ромашки, маки, крапиву, васильки, фиалки, вербейник, ирисы.

Позировать в воде согласилась Элизабет Сиддал, работавшая модисткой в шляпном магазине и ставшая музой прерафаэлитов, а также художницей. Она лежала в ванной, наполненной водой. Чтобы девушка не замерзала, воду подогревали лампами. Однако это не спасло Сиддал от простуды. Ее отец, возмущенный произошедшим, выставил художнику счет на оплату услуг врача. К счастью, деньги у него были.

Особенности


Милле был одним из основателей «Братства прерафаэлитов». Их история началась со знакомства студентов Королевской академии. Они считали, что английская живопись зашла в тупик и близка к смерти. Лучшее средство для ее возрождения молодые мастера видели в возвращении к искренности и простоте раннего итальянского искусства — искусства до Рафаэля. Прерафаэлиты считали его основателем академизма, против которого они восстали. 

Художники отказались от академических принципов работы, «кабинетной» живописи и писали все с натуры. Они приветствовали натурализм, детальность, точность, яркие цвета. Милле было важно, чтобы Офелия была написана с натуры и чтобы окружавший ее пейзаж был точен. 

Реакция и трактовки


Современники не сразу оценили работу Милле. Ботаническая точность в изображении цветов, Офелия в момент умирания — все это было революционным для своего времени. Несмотря на противоречивую реакцию, картину сразу после выставки в Академии искусств приобрел арт-дилер Генри Фаррел. Сегодня «Офелия» хранится в галерее Тейт в Лондоне. 

На картине изображена возлюбленная принца Гамлета после того, как он убил ее отца. С горя она покончила с собой. Офелия предстает в миг между жизнью и смертью. Смерть неизбежна, но на лице девушки нет ни боли, ни отчаяния. Она медленно погружается в воду на фоне цветущей природы. В ее позе часто видят ассоциации с распятием Христа. Некоторые усматривают эротические мотивы.

Фото: Джон Эверетт Милле -wGU6cT4JixtPA at Google Arts & Culture Tate Images (http://www.tate-images.com/results.asp?image=N01506&wwwflag=3&imagepos=2), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=13455290