04.12.2018
Пакет поправок, призванных устранить противоречия в законодательстве по использованию нацистской атрибутики в РФ, в частности, в произведениях искусства, будет в ближайшее время внесен в Государственную думу. Об этом на заседании Комитета палаты по культуре рассказала его председатель Елена Ямпольская, передает Федеральное агентство новостей.
Законопроект уточняет нормы двух федеральных законов: «О противодействии экстремистской деятельности» и «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».
«У нас существуют два регулирующих закона в данной сфере. В первом запрещены «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики», то есть написано через «и», что означает совмещение, — отметила Елена Ямпольская. — Во втором случае запрещена демонстрация в любой форме как оскорбляющая многонациональный российский народ».
Таким образом, сложилась ситуация, когда под запрет может попасть что угодно: от «Семнадцати мгновений весны» до фотографий Парада Победы 1945 года, а гражданам грозит наказание за демонстрацию исторических снимков или хроники.
В пояснительной записке к новому законопроекту разработчики приводят скандально известные примеры. Так, в 2015 году в Смоленске суд признал виновной женщину за публикацию фотографии своего двора, сделанную во время немецкой оккупации. А в 2018 году ставропольского студента оштрафовали за репост фотографий из Музея Второй мировой войны в Польше.
Инициатива парламентариев призвана устранить правовую коллизию.
«Мы строго прописываем требования: при условии осуждения нацизма и экстремизма, формирования негативного отношения к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствия признаков пропаганды и (или) оправдания любой нацистской и экстремистской идеологии, — пояснила собеседник агентства. — Делаем эти формулировки абсолютно идентичными и в одном законе, и в другом».
Параллельно депутаты вносят изменения и в КоАП. Статью 20.3, ставшую причиной некоторых громких судебных дел, предлагается исправить так, чтобы не допустить разночтений в случаях использования нацистской символики «в произведениях науки, литературы, искусства, в продукции средств массовой информации, а также в учебных и просветительских целях образовательными организациями, реализующими образовательные программы, при условии осуждения нацизма и экстремизма...».
«Мы не должны испытывать панику перед какими-то знаками. Наша задача — сделать так, чтобы они не служили пропаганде омерзительных нацистских идей, — резюмировала председатель Комитета Госдумы по культуре.