Bach-fest в Екатеринбурге: звучать, как триста лет назад

Светлана ТОЛМАЧЕВА, Екатеринбург

27.03.2023

Bach-fest в Екатеринбурге: звучать, как триста лет назад

В уральской столице завершился XII Музыкальный фестиваль Bach-fest, продлившийся почти весь март и посвященный юбилею Екатеринбурга. Звучали шедевры барочной музыки, созданные в начале XVIII века и совпавшие по времени со строительством и рождением города, названного в честь Екатерины I.

Первого марта, в день открытия фестиваля, пассажиры Екатеринбургского метрополитена надолго задерживались на станции «Площадь 1905 года»: под сводами уральской подземки раздавалась знаменитая Токката ре минор Иоганна Себастьяна Баха. Звуки цифрового переносного органа, специально установленного в метро, переплетались со стуком колес и сигналами подъезжающих поездов. Горожане не спешили на выход, останавливались на платформе, чтобы послушать живое исполнение Баха. Концерт на глубине 30 метров под землей открыл программу XII Музыкального фестиваля Bach-fest «1723. Музыка с историей», который в этом году был посвящен трехсотлетию Екатеринбурга.

В 1723 году в жизни Иоганна Себастьяна Баха произошло знаковое событие — он переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни и создал множество шедевров. В то время не только Лейпциг, но и Венеция, Париж, Амстердам, Вена, Лондон были центрами, где кипела музыкальная жизнь, создавались выдающиеся произведения эпохи барокко. В это же время в России, на Урале, на берегах Исети закладывался железоделательный завод и рождался Екатеринбург. Эта параллель и стала центральной темой фестиваля.

Участниками Bach-fest стали более трехсот музыкантов, за три недели на семи концертах побывали пять тысяч любителей классической музыки, около 200 000 слушателей подключились к онлайн-трансляциям концертов открытия и закрытия, а также лекционным программам.

В Свердловской филармонии, кроме концертов, прошли экскурсии для слушателей, лекции искусствоведов и городских историков. О том, как удалось найти точки пересечения музыкальной биографии Баха и летописи Екатеринбурга, газете «Культура» рассказал арт-директор фестиваля, органист Свердловской филармонии Тарас Багинец.

 Как звучал мир в тот год, когда родился Екатеринбург?

— Великолепно! Одна из особенностей российской культуры в том, что профессиональная российская музыка зародилась в XIX веке, когда европейская прошла уже очень большой путь. Тот самый 1723 год, когда на карте страны появился Екатеринбург, был пиком эпохи барокко в живописи, литературе, музыке, архитектуре. Появлялись такие гении, как Бах, который, не изобретая ничего нового, но обобщая опыт предшествующих поколений, смог достичь близкого к совершенству уровня мастерства. Как раз в 1723 году начинался период, который подводил итог всему достигнутому на тот момент. Это наиболее плодотворный год того времени, когда европейские композиторы писали или публиковали свои знаковые произведения: Вивальди — «Времена года», Бах —  первый том «Хорошо темперированного клавира» и другие. Причем Кантата №60 «О, вечность, слово паче грома!», прозвучавшая на нашем фестивале, не просто 1723 года написания — она впервые исполнялась в Лейпциге именно в официальный день рождения Екатеринбурга, 18 ноября 1723 года. А закрылся Bach-fest знаменитыми «Временами года» Антонио Вивальди — этому произведению, как и столице Урала, в этом году также исполняется 300 лет.

 Впервые в программе Bach-fest состоялась органная дуэль. Чем интересен этот концертный формат?

— Идея не в соревновании, кто из органистов лучше, — мы плохих не приглашаем, а в том, чтобы дать возможность слушателям поддержать того музыканта, которого им хотелось бы услышать еще раз. Мы раздали календарики с эмблемой фестиваля двух разных цветов, и присутствующие в зале любители музыки не просто поддерживали исполнителя, а выбирали победителя дуэли. В следующем сезоне мы устроим десять таких баттлов в трех номинациях: мэтры, молодые лауреаты и леди органа. В каждой из них будет полуфинал и финал, а в завершении — суперфинал, где публика выберет «Короля органа 2024». То есть слушатели не просто аплодисментами поддерживают исполнителя. Интерактивный способ общения с залом позволяет заложить некую интригу и приглашать на следующий концерт тех, за кого проголосует большинство. Это сугубо дружеские поединки, и я надеюсь, что органисты воспримут такой формат без обид и желания победить во что бы то ни стало. В первой органной дуэли во время XII Музыкального фестиваля Bach-fest слушатели признали победителем лауреата международных конкурсов Владимира Королевского из Сочи.

 Участники программы Bach-fest — только лауреаты и мэтры?

— Не только. Второй год подряд на сцену выходят солисты и ансамбли Уральской специальной музыкальной школы (десятилетки). Ребята играют на самых разных инструментах: у нас в программе был духовой квинтет, трио флейт, арфа, фортепиано. Для начинающих исполнителей это очень волнительно —  выступить на престижном фестивале на сцене Свердловской филармонии. Это хороший стимул продолжать совершенствовать свое мастерство. Я надеюсь, что традиция выступления учащихся музыкальной школы-десятилетки будет продолжена.

 В этом году отмечается еще один юбилей, кроме трехсотлетия Екатеринбурга: пятьдесят лет исполняется органу Свердловской филармонии. Торжества пройдут осенью этого года. Вы являетесь главным органистом с 2002 года. Расскажите, какой характер у екатеринбургского органа?

— Современный, продвинутый, с уклоном в романтику. Он может играть все, но лучше всего нашему органу удаются «певучие» произведения таких композиторов, как Мендельсон, Лист. Если с умом подойти, то и Бах совершенно великолепно звучит. В Европе, в церквях, где ставят органы, могут позволить себе стилистические инструменты — например, только барокко играть. Если в городе сто храмов и в каждом орган, везде проходят концерты, то такое стилистическое разделение органов оправданно. А если у нас один инструмент, то он должен обеспечить максимально широкий спектр программ. Екатеринбургский орган после обновления 2014 года стал более универсальным: им стало гораздо проще управлять, был заменен пульт, появились элементы компьютерной памяти. В целом по звучанию он остался ближе к немецкой романтике, но способен играть все.

 Как много любителей органной музыки собирает Bach-fest?

— Мы никогда не жалуемся на пустой зал — горожане уже полюбили фестиваль и ждут его. В этом году на концертах Bach-fest побывало более пяти тысяч слушателей. Кроме филармонии, в Екатеринбурге есть еще виртуальный концертный зал, предоставляющий возможность жителям самых отдаленных районов подключиться онлайн. Мы ежегодно выезжаем в область с цифровым органом «Монарх» — как раз он открывал программу фестиваля на станции метро. А в следующем сезоне запустим грандиозный проект нового сверхсовременного цифрового органа с сэмплами самых великих органов мира, которые будут звучать в самых разных точках Свердловской области. Уверены, он привлечет внимание и поддержит интерес людей к классической музыке.

Фотографии предоставлены Свердловской государственной академической филармонией. Автор фото Татьяна Андреева.