Мастер-класс от звезд вокала: в Москве завершилась образовательная часть фестиваля Ильдара Абдразакова

Александр МАТУСЕВИЧ

11.02.2021

Фото: Александр Шапунов.



Заключительным мероприятием стал гала-концерт в Большом зале Московской консерватории 8 февраля.

Персональные фестивали появились у нас на излете советской эпохи. Из вокалистов — звезд советской эпохи персональные фестивали, имевшие большой резонанс и длительную историю, сумели организовать Ирина Архипова и Мария Биешу: первая проводила его в разных городах России, вторая — в родном театре в Кишиневе. Вслед за ними, ближе к 2000-м годам, подтянулись певцы следующей генерации, такие как Дмитрий Хворостовский и Любовь Казарновская.

В Москве все последние годы стабильно проходят личные фестивали действующих российских звезд вокала — Динары Алиевой, Хиблы Герзмавы, Василия Ладюка. Фестиваль Ильдара Абдразакова, российского баса из Башкирии, покорившего все мировые сцены, не затерялся на их фоне. Помимо концертов, предполагающих участие российских и зарубежных звезд-гостей, коллег Абдразакова по мировой оперной сцене (их ждут в этом году на май-июнь), у него есть и обширная образовательная программа.

Мастер-классы для поющей молодежи в зале имени Мясковского Московской консерватории проводили знаменитые оперные певцы, активно выступающие сегодня на российской и мировой сцене. Компанию Абдразакову составили сопрано Вероника Джиоева, меццо Екатерина Семенчук, тенор Дмитрий Корчак, баритон Василий Ладюк, а также вокальный педагог Дмитрий Вдовин. Занятия длились все десять дней, иногда почти вдвое превышая запланированный четырехчасовой формат. Желающих участвовать в мастер-классах оказалось огромное множество: было подано почти полтысячи заявок. В итоге выбрали сотню претендентов, а в финальном гала-концерте в БЗК участвовали 14 лучших.

На мастер-классах были как приятные сюрпризы, так и разочарования. Уровень пришедшей обучаться молодежи отличался драматически. Несмотря на то, что коучи имели дело с участниками, прошедшими отбор, наряду с настоящими талантами и певцами, в которых чувствовалась школа, встречалось, к сожалению, немало весьма сырого материала. От профессиональной несостоятельности ряда участников у присутствующих буквально «вяли уши», а смотришь в резюме — студент или даже выпускник консерватории. Думается, что дело не только в вузах и педагогических кадрах (хотя и в этом тоже, уровень упал по сравнению с советскими временами). Проблема системная и гораздо шире — это проблема социума, средний уровень культуры которого сегодня таков, что он абсолютно глух к академическому искусству.

Итоговым мероприятием образовательной программы стал финальный гала-концерт в Большом зале Консерватории 8 февраля, где выступили лучшие из молодых певцов. Одни показали прежде всего богатые природные данные, как, например, бас Сергей Степанян и тенор Арсений Яковлев. Другие — впечатляющий артистизм (тенор Валерий Макаров) и драматическую экспрессию (баритоны Рауф Тимергазин и Дмитрий Чеблыков). А некоторые, как меццо Ульяна Бирюкова и сопрано Анастасия Лерман, продемонстрировали и то и другое. И тем не менее впереди у них у всех — длинный путь к совершенствованию.

Особенно это было ощутимо на контрасте, когда на сцену вышли мастера и обозначили ту планку, на которую молодежи нужно ориентироваться. Идеальная звуковая эмиссия и яркость посыла Василия Ладюка в хитовой арии из «Иоланты», сочный глубокий звук у Вероники Джиоевой в арии из «Манон Леско», феноменальное владение верхами и стильность исполнения у Дмитрия Корчака в строфах Оссиана из «Вертера», бушующий огонь страстей при полном контроле над голосом у Екатерины Семенчук в арии из «Сельской чести», благородство фразировки и величественность образа – у Ильдара Абдразакова в арии из «Эрнани». Прекрасные ориентиры для нового поколения вокалистов — как для тех, что на сцене, так и для тех, кто был в зале.


Фото: Александр Шапунов