Тарья Турунен: «Новое поколение не привыкло платить за музыку»

Денис БОЧАРОВ

14.03.2014

У финской рок-группы Nightwish в России немало поклонников. Почти десять лет назад их было еще больше. После того, как в октябре 2005 года основатели коллектива в открытом письме уволили харизматичную вокалистку, фэны разделились на два лагеря. Одни продолжили следовать за «Ночным желанием», а другие не смогли простить готик-металлистам принятия столь сомнительного решения. Ведь, по мнению большинства фэнов, Nightwish добились заметного успеха именно благодаря участию в нем блистательной Тарьи Турунен. 

К счастью, карьера уроженки финской деревни Пухос от этого не то что не пострадала — только выиграла. Певица регулярно с успехом записывается и гастролирует. В прошлом году Тарья выпустила третий сольный студийный альбом «Colours In The Dark», который в настоящее время и обкатывает по белу свету. В преддверии российских концертов вокалистки — 20 марта в питерском клубе «А2» и 21-го в столичном зале «ГлавClub» — корреспондент «Культуры» пообщался с леди № 1 финского рока. 

культура: Ваш последний альбом производит сильное впечатление: запоминающиеся мелодии, глубокие, порой даже философские тексты, пронизанные мистическим духом аранжировки... Что для Вас значит этот диск? Воспринимаете ли его как некий краеугольный камень в карьере? Как проходила работа над «Colours In The Dark»?
Турунен: В известном смысле, пластинку действительно можно назвать краеугольной. Ведь это моя третья сольная студийная работа. Возможно, вы знаете, что для многих артистов третий диск является наиболее важным и сложным...

культура: Вообще-то, обычно говорят о «синдроме второго альбома»... 
Турунен: Да, конечно. Но к моменту создания третьего альбома музыкант уже подходит более-менее известным и состоявшимся. Однако еще не настолько, чтобы иметь право на ошибку. Поэтому все должно быть сделано по возможности безупречно. Процесс создания песен и их записи был не очень трудоемким, хотя и весьма длительным — мы работали над пластинкой более двух лет. После выхода моей предыдущей работы я очень интенсивно гастролировала. Поэтому сочинением свежего материала могла заниматься, лишь когда на короткий промежуток времени возвращалась домой. Но, по крайней мере, не волновалась насчет технических и организационных деталей: меня к тому моменту окружала сложившаяся команда крепких профессионалов — как на сцене, так и вне ее. Полностью доверяла и музыкантам, и менеджменту. Чувствовала абсолютную творческую свободу. Поэтому запись альбома проходила в спокойной, размеренной обстановке. И я им действительно очень горжусь. 

культура: Некоторые интернет-источники говорят, что еще до релиза «Colours In The Dark» материал пластинки «утек» в Сеть. И случилось это по вине российских фэнов. Правда?
Турунен: Ой, понятия не имею, что именно произошло и кто несет за это ответственность. В любом случае, я бы никого не стала обвинять. Знаете, что-то подобное всегда случается. Ведь еще задолго до официального релиза альбом успевает побывать во многих руках: материал рассылается лейблам, журналистам, те — не исключено — делятся им с друзьями, и так далее, по цепочке. К такого рода ситуациям уже успела привыкнуть, и они не расшатывают мой внутренний мир. 

культура: Однако вопрос пиратства, несомненно, не оставляет Вас равнодушной? 
Турунен: Разумеется. Это серьезная проблема. Просто потому, что нужно жить. Артисту, как любому другому профессионалу, необходимо видеть материальное воплощение результатов труда. Но сегодня, вследствие тотального проникновения интернета в нашу повседневность, информация распространяется так стремительно, что не всегда удается понять, как именно вся эта структура работает. Не успеешь глазом моргнуть — и то, над чем кропотливо трудился, становится доступно пользователям, которые, возможно, о тебе никогда и не слышали. Реалии изменились: новое поколение не привыкло платить за музыку — оно просто не понимает, зачем. Неудивительно, что физических носителей продается гораздо меньше, нежели несколько лет назад. А такое положение вещей в свою очередь заставляет артистов активно гастролировать — больше и интенсивнее, чем им самим бы этого хотелось. Надеюсь, со временем ситуация изменится.  

культура: Кстати, о гастролях. В настоящий момент Вы находитесь в крупномасштабном туре в поддержку последней пластинки. Ожидаете ли чего-нибудь особенного от российских концертов? Отличается ли вообще реакция аудитории в зависимости от того, где именно выступаете? 
Турунен: Несомненно. А с русскими поклонниками у меня сложились особенно близкие отношения. Очень благодарна вашим фэнам: каждый раз, когда выступаю в России — будь то с классической, рождественской или роковой программой, — меня принимают очень тепло. Русские подкупают своей открытостью, они искренне выражают эмоции и чувства. А мы, финны, в известном смысле, холодные люди. На подобном этническом контрасте трогательные особенности российской публики особенно заметны. Но все равно, предвкушая радость от выступлений в вашей стране, всегда волнуюсь, особенно в этот раз. Ведь, помимо того, что данное турне действительно весьма интенсивное, сейчас путешествую с дочкой, которая родилась полтора года назад.

культура: Как раз собирался спросить о Вашей дочурке. Проявляет ли она в столь нежном возрасте интерес к музыке? Не подает ли признаков того, что унаследует мамин талант, или об этом пока еще рано говорить? 
Турунен: Ну почему же? Буквально вчера я была в студии, подошла к ударной установке. А малышка к барабанам неровно дышит: каждый раз, когда их видит, восклицает: «Пустите меня к ним! Дайте поиграть! Немедленно!» Более того, барабанные палочки она уже держит почти профессионально. А если серьезно, дочка очень любит музыку — всегда внимательно вслушивается, пританцовывает. Поэтому, думаю, в музыкальном смысле она будет более или менее подкована. Хотя давить на нее и в какой бы то ни было мере влиять на жизненный выбор не стану. Тем более что сама выросла в семье, которую музыкальной назвать сложно.

культура: Каково совмещать артистическую деятельность с материнскими обязанностями? 
Турунен: Мне повезло: муж по совместительству является и моим менеджером. Мы все время путешествуем вместе, а это значит, ребенок находится под постоянным присмотром. Мы все — единая команда. И, похоже, девочке по душе жизнь на колесах: ей нравится перемена мест, общение с разными людьми, возможность постоянно слышать музыку. И главное: когда в большом коллективе есть маленький ребенок, он невольно повышает жизненный тонус окружающих. Когда вам улыбается малыш, плохое настроение, даже если оно и было, моментально улетучивается. 

культура: Несмотря на успешную сольную карьеру, не секрет, что по сей день имя Тарьи Турунен в сознании многих меломанов неразрывно связано с группой Nightwish. Не беспокоит ли это, не раздражает? Следите за тем, чем занимаются бывшие коллеги, или сегодня Nightwish для Вас — всего лишь история?
Турунен: Это действительно уже часть истории. Не знаю, чем сейчас занимаются Nightwish. Все мои мысли сосредоточены на будущем, а прошлое касается меня лишь настолько, насколько я сама в этом заинтересована. Но, конечно, было бы лукавством отрицать важность этого проекта в моей жизни. Я выросла в Nightwish как в профессиональном, так и в личностном отношении. Многому в группе научилась. Самое важное — какие бы проблемы и разногласия ни преследовали нас в течение многих лет совместной работы, я всегда любила нашу музыку. По сей день с удовольствием исполняю несколько вещей из того репертуара, пускай и немного иначе. 

То, что многие помнят меня как экс-вокалистку Nightwish, нисколько не раздражает и не напрягает. Более того, есть немало поклонников, которые ходят на мои концерты с того самого дня, когда я впервые выступила в составе этого коллектива. Было бы глупо говорить, что данное обстоятельство для меня ничего не значит. Наоборот, это прекрасно. Пусть, повторюсь, и часть истории, но очень важная. Опыт, вынесенный из нашего плодотворного сотрудничества, оказался бесценным. Без участия в Nightwish я не была бы той, кем являюсь сегодня.

культура: До поры до времени история популярной музыки, по большому счету, обходилась без знаменитых и сколь-нибудь влиятельных исполнителей из Финляндии. И вдруг, как гром среди ясного неба, в 90-х рок-музыканты из Вашей страны начали громогласно заявлять о себе: во всем мире узнали о таких коллективах, как Nightwish, HIM, Rasmus, 69 Eyes, Apocalyptica... Как бы Вы объяснили такой неожиданный поток музыкальной информации из Суоми? И почему феномена «финского вторжения» пришлось ждать столь долго?  
Турунен: Ну, откровенно говоря, мы здесь не были первопроходцами. Такие финские метал-коллективы, как Stratovarius и Amorphis, имели свою преданную аудиторию и до нас. Конечно, это не то, что вы называете «финским вторжением», но подобные коллективы подготовили почву. Не уверена, знаю ли точную причину такого всплеска в 90-х, но у перечисленных вами финских групп действительно неповторимый, даже, сказала бы, уникальный саунд. Своеобразное сочетание мощного напора и очаровательной нордической меланхолии, которая, возможно, у финнов в крови. Наверное, именно это сочетание, создающее у слушателей особенное, с трудом передаваемое словами настроение, оказалось созвучным мыслям молодежи тех лет. 

культура: А какая музыка оказала на Вас наибольшее влияние? Что помогло обрести собственные звучание и стиль? Планировали ли стать эдакой симфоник-готик-метал-дивой, коей являетесь сегодня?    
Турунен: И в мыслях не было. У меня вообще не имелось четкого плана, хотя и предполагала, что так или иначе буду связана с музыкальным бизнесом. С шести лет начала слушать классику, но и рок-культура мимо меня, естественно, не прошла. Старший брат постоянно крутил записи таких команд, как Bon Jovi, Guns N’Roses, Kiss, Alice Cooper, и его увлечение в какой-то степени передалось мне. Хотя сама больше тяготела к поп-музыке: обожала Мэгги Райлли, Бонни Тайлер, Уитни Хьюстон, Майкла Джексона. Как бы то ни было, к «металлическому» звучанию, свойственному записям Nightwish и моим сольным работам, совершенно не стремилась. Все получилось само собой.    

культура: Что является наиболее важным в Вашей профессии? Каковы самые замечательные и, напротив, не очень приятные аспекты в жизни известного артиста? 
Турунен: Главный плюс — абсолютная свобода. Возможность делать то, что хочется, и при помощи музыки выражать собственные мысли и чувства. Но отсюда же вытекает и основной минус. Равнодушно самовыражаться невозможно, а значит, это постоянно сопряжено со стрессом. Что в свою очередь не самым благотворным образом сказывается на нервной системе. К тому же я ведь трудоголик: даже возвращаясь после изматывающих гастролей домой, сразу чем-нибудь себя занимаю. Без дела сидеть не могу.

культура: И чем же планируете заняться, когда тур подойдет к концу? Не устаете порой от рутинной схемы «альбом — тур — альбом»?    
Турунен: У меня уже готова основная часть материала для следующего диска. Действительно, схема выглядит довольно занудно. Но от нее не уйти, по крайней мере в моем случае. Это то, ради чего дышу и живу. Я счастливый человек.