Музыка тигров и драконов

Евгения КРИВИЦКАЯ

11.11.2012

Международная премия имени Дмитрия Шостаковича вручена китайскому композитору оскароносцу Тан Дуну.

Премию за выдающиеся достижения в области мирового искусства учредил Международный благотворительный фонд Юрия Башмета. Награду в 25 тысяч долларов уже присуждали таким всемирно известным артистам, как Гидон Кремер, Анне-Софи Муттер, Виктор Третьяков, Валерий Гергиев, Денис Мацуев… Однако впервые в лауреаты попал композитор.

55-летний Тан Дун обрел мировую известность в конце 1990-х. Тогда в честь передачи Китаю суверенитета над Гонконгом впервые прозвучала его симфония. Солировал виолончелист Йо-Йо Ма. Не менее знаковым эпизодом в биографии Тан Дуна стало участие в коллективном международном проекте — создании сочинений в жанре «Страстей». В 2001 году музыка композитора к фильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» получает «Оскара», и с тех пор премии и награды находят Тан Дуна регулярно. Кстати, он еще и автор гимна Олимпиады в Пекине.

Одно из главных условий присуждения премии — непременное личное присутствие награждаемого. Тан Дун, выйдя на сцену Концертного зала имени Чайковского, объяснился в любви к России. Для китайского композитора, учившегося в Америке, Россия всегда оставалась страной романтических грез, родиной Пушкина, Толстого, Чайковского. Но к Шостаковичу у Тан Дуна особое отношение, он признается, что вырос на его музыке.

Мир музыки Тан Дуна соткан из голосов дикой природы, куда время от времени вторгается цивилизация. Об этом — его сочинение «Смерть и Огонь. Диалоги с Паулем Клее», прозвучавшее на вечере в КЗЧ. Музыка, имитирующая шумы и звуки, подражает шелесту экзотических растений (одна часть называется «Senecio» — крестовник, семейство астровых), вою ветра, а музыканты во время исполнения, по замыслу автора, вскрикивают, вплетая в партитуру реакции на окружающую среду. «Смерть и Огонь…» уступили место бессмертной до-мажорной прелюдии из баховского «Хорошо темперированного клавира» — той, что вдохновила Шарля Гуно на сочинение «Аве Марии». Показалось, что сквозь дикие джунгли стал пробиваться божественный свет. И все-таки мрачный зов смерти — огненный смерч — подвел черту в композиции, в коей под занавес не нашлось места почитаемому европейцами христианскому успокоению.

Если того требует повод, Тан Дун может быть весьма демократичным: его «Симфонию Eroica» московская публика приняла «на ура». Другое название опуса — «Интернет-симфония» (Дун сочинил его по заказу ресурса YouTube). Интернет-симфония, как и Всемирная сеть, должна объединять людей, и то, что построена она на самых узнаваемых формулах классического музыкального языка с преобладанием американского маршевого духа, вполне понятно. Сверх того, автор цитирует начало «Героической симфонии» Бетховена, словно заручаясь поддержкой абсолютного в мире классической музыки авторитета. Слушатели КЗЧ смогли сполна оценить изобретательность китайского гостя: ведь в первом отделении, сознательно предвосхищая московскую премьеру Дуна, «Героическую симфонию» целиком продирижировал Юрий Башмет.