Ликвидация

Александр АНДРЮХИН, Чувашия — Московская область

20.11.2014

Специальный корреспондент «Культуры» — о том, как брали банду GTA

Неуловимая банда, с мая наводившая ужас на столичных и подмосковных водителей изощренными и бессмысленными убийствами, значительная часть которых совершалась на трассе «Дон», наконец, обезврежена. Пятеро схвачены, четверо — в розыске. Главарь уничтожен при задержании — он укрывался в загородном доме высокопоставленного сотрудника Генпрокуратуры. А его «правая рука» и хранитель арсенала в качестве прикрытия сторожил коттедж известного в стране медицинского руководителя. Кроме того, в банду входило несколько женщин. «Культуре» удалось узнать подробности этого громкого дела, а также встретиться с той, кого СМИ называют любовницей главаря.


Прокурорская крыша

Историю преступлений этой банды, а главное, ее ликвидации еще впишут в учебные пособия для будущих следователей и оперативников. Способ нападения на автовладельцев упыри выбрали изощренный, прежде в криминальной практике не встречавшийся. В темное время суток разбрасывали на дороге острые шипы, а когда проезжавшая машина пробивала колеса и останавливалась, хладнокровно расстреливали водителей и пассажиров. На их счету как минимум 14 убийств. 

В прессе банду окрестили GTA  — по аналогии с известной компьютерной игрой, смысл которой — убивать всех, кто подвернется под руку. Встречалась в СМИ даже такая версия — может, это ополоумевшие геймеры решили реализовать свои компьютерные фантазии? Оказалось, нет. Орудовали настоящие бандиты. И только слаженные совместные действия правоохранительных ведомств и спецслужб позволили выйти на их след. 

Как сообщил «Культуре» осведомленный источник, серия преступлений вызвала настолько высокий общественный резонанс, что его расследование взяло на контроль высшее руководство страны. Якобы главе МВД Владимиру Колокольцеву прямым текстом было сказано: если банда не будет обезврежена, придется написать рапорт об отставке. По другим данным, Колокольцев сам подал такой рапорт, но ему в ответ на это коротко сказали: «Работайте». Сформировали группу, в которую, помимо традиционной связки Следственный комитет — МВД, вошли и оперативники ФСБ. 

— В начале сентября был создан оперативный штаб, куда вошли и сотрудники Управления ФСБ Подмосковья, — рассказывает «Культуре» источник, близкий к спецслужбам. — По тому, как действовали убийцы, у нас возникло  предположение, что это могут быть не просто бандиты, а, например, радикальные исламисты, которые либо повязывают кровью новых членов движения, либо отрабатывают нетрадиционные сценарии покушений. Да, у жертв пропадали деньги и кое-какие вещи, но размер хищений был настолько невелик, что возникало впечатление, будто это не главное и делается для отвода глаз либо как бы заодно с основным преступлением…

Параллельно спецслужба продолжала заниматься своими профильными делами — отслеживать радикалов, потенциальных террористов. В поле ее зрения уже давно попал некто Рустам Усманов, 1981 года рождения, приезжий из Киргизии. Когда оперативники выяснили, где он проживает, то очень удивились — не просто в элитном поселке Удельная Раменского района Подмосковья, а в загородном доме управделами Генпрокуратуры Алексея Староверова. Точнее, не в самом доме, а во флигеле. Там же жили две женщины из Киргизии — 50-летняя Баракат Хасанова и ее дочь с двумя детьми, 5 и 7 лет.

— Баракат была там домработницей более десяти лет, — рассказывает «Культуре» сотрудник правоохранительных органов. — Тогда коттедж еще не принадлежал Староверову. Позже к ней из Киргизии приехала дочь с двумя детьми и родственник — Фазалитдин Хасанов. Он станет основным помощником главаря банды.

В 2010 году коттедж выставили на продажу. Его купил Староверов. Как поведали «Культуре» оперативники, он оформил дом и участок на своего несовершеннолетнего ребенка. Вместе с недвижимостью прокурорскому работнику «отошла» и прислуга: Баракат Хасанова с дочерью и внуками, позже там появился и гражданский муж дочери — тот самый Рустам Усманов, попавший под «око» ФСБ.

Фазалитдин Хасанов к этому времени там уже не жил, но частенько заезжал к родне. Он еще в 2007 году устроился в бригаду, которая в том же поселке строила дом известному врачу, руководителю лечебно-реабилитационного центра Минздрава России Константину Лядову. Зарекомендовал себя хорошим работником. Поэтому, когда Лядов продал этот дом и купил коттедж в деревне Поздняково Красногорского района, то пригласил гастарбайтера к себе сторожем. Вот так и получилось: главарь банды жил в коттедже высокопоставленного прокурорского работника, а родственник его жены и основной подручный — в имении известного медицинского руководителя.

Дом Староверова находился под наблюдением ФСБ. Оперативники фиксировали всех, кто приезжал к Усманову, а также куда он сам отправлялся на своем Daewoo Nexia с белорусским номером. Однажды в конце сентября обратили внимание на Hyundai Accent, подъехавший к воротам дома. Как положено, пробили по базам, и каково же было удивление, когда обнаружилось, что этот автомобиль был зафиксирован видеорегистратором во время одного из нападений на водителей и фигурировал в оперативных сводках МВД. Вот оно — сработало межведомственное взаимодействие! 

После этого оперативники уже не сомневались: ядро преступной группы находится именно здесь, за этими воротами. В ночь на 6 ноября бойцы СОБРа МВД «Рысь» окружили дом. Перед штурмом Хасановой, ее беременной дочери и детям предложили выйти. После их ухода Усманов, который сдаваться отказался, принялся палить в бойцов из пистолета, швырнул самодельную гранату, но был тут же уничтожен плотным ответным огнем. Все собровцы живы. От флигеля, где проживала прислуга, осталось пепелище. Неподалеку обнаружен тайник, где главарь хранил три пистолета, запас патронов и самодельные гранаты. 

Для Алексея Староверова то, что во флигеле его загородного дома главарь банды нашел приют, да к тому же хранил там оружие, оказалось потрясением. В шоке была и Генпрокуратура. Глава ведомства Юрий Чайка временно отстранил Староверова от занимаемой должности и начал служебную проверку. Против управделами сгоряча возбудили даже уголовное дело за «хранение оружия и боеприпасов», но в тот же день закрыли. 

ДТП как метод задержания

В ту же ночь рассчитывали взять еще трех бандитов, на которых вышли в ходе отработки контактов Усманова. Один из них — уже знакомый нам 34-летний Фазалитдин Хасанов, родственник жены главаря. Когда группа захвата ворвалась в подсобку дома в имении известного медицинского руководителя, бойцы остолбенели. Там была оборудована солидная мастерская — токарный станок для нарезки стволов, сварочный аппарат, при помощи которого изготовлялись шипы для прокалывания шин. Оперативники изъяли с десяток травматических пистолетов, переделанных под стрельбу боевыми патронами, множество заготовок к оружию. Обнаружили даже изготовленную из подручных материалов снайперскую винтовку. Там же были найдены обточенные под стрельбу из травматического пистолета патроны, гильзы которых в точности были похожи на те, что находили на местах преступлений. Позже баллистическая экспертиза подтвердит: именно из этих «переделок» и убивали водителей на дорогах. А в глубине двора стоял тот самый Hyundai Accent, на котором преступники выезжали на убийства, он принадлежал Хасанову. Однако самого бандита в доме не оказалось. Его взяли девять суток спустя, в Дедовске — надеялся отсидеться у дальних родственников.

В ночь на 6 ноября собровцы накрыли еще одну «точку» — ворвались в квартиру № 16 на Дмитровском шоссе, 43. По оперативным данным, там проживали еще два участника банды. Но взять удалось только одного — 32-летнего уроженца Таджикистана Абдумукима Мамаджонова (в некоторых сводках его фамилию пишут «Мамадчонов»), его подельника в квартире не оказалось. При обыске в вещах Мамаджонова нашли два автомата Калашникова и 145 патронов к ним. 

— Он уверял, что оружие не его, а товарища, который спит на соседнем матрасе, — рассказал «Культуре» источник в правоохранительных органах. — Этот его товарищ, имя пока не называем, в ту ночь якобы работал — он занимается частным извозом. Однако утром он не вернулся, и мы поняли, что он пустился в бега. Дали ориентировки по всем постам, и вскоре его машину зафиксировали во Владимирской области. Организовали погоню. Оперативникам даже пришлось спровоцировать ДТП, чтобы его задержать. На первом же допросе он внес ясность, кому действительно принадлежало оружие и для чего оно предназначалось. После этого Мамаджонову к статье за хранение оружия добавили и 105-ю — «убийство». Он уже сознался в нескольких убийствах, в частности — сотрудника Ново-Переделкинского райотдела полиции Олега Толмачева и супружеской пары Лебедевых.

Накануне Дня сотрудника органов внутренних дел главе МВД было что доложить президенту. В ответ глава государства поблагодарил Колокольцева за проделанную работу.

Итак, по данным СКР, уже установлен полный состав банды. В ней было десять человек. Главарь Рустам Усманов убит. Его помощник Фазалитдин Хасанов, член банды Абдумуким Мамаджонов и еще трое задержаны. Оставшиеся четверо (их имена известны, но не разглашаются) успели скрыться, однако их поимка, уверяют правоохранители, лишь вопрос времени.

Ищите женщину 

Известно, что среди задержанных — две женщины. Неужели они тоже принимали участие в зверских расправах? Впрочем, чему удивляться — такое уже было. Например, самой кровавой бандой в России, на счету которой 31 убийство и 20 разбойных нападений в Ростовской области и близлежащих регионах, в течение десяти лет руководила Инесса Тарвердиева. Они тоже нападали на водителей, и бандитка не знала жалости: могла расстрелять пенсионера ради пакета с едой. 

Неужели история повторяется? Ведь сообщали же СМИ со ссылкой на источники в правоохранительных органах, что на Дмитровском шоссе, помимо Мамаджонова и еще нескольких человек, были задержаны и три женщины. Имя одной из них стало известно — это 29-летняя уроженка города Шумерля Чувашской Республики Марина Чекушина, отсидевшая ранее за покушение на убийство мужа. Говорили даже, что она любовница главаря банды GTA и чуть ли не она надоумила гастарбайтеров заняться кровавым бизнесом. 

Я немедленно выехал в городок Шумерля. Тишина, покой, чистота на улицах, доброжелательность на лицах прохожих. Мигранты из Средней Азии появились здесь в середине нулевых, стали производить ковры. Предприятие просуществовало семь лет, после чего закрылось. 

За бетонным забором на задах комбината автофургонов отыскал громадный пустующий цех, бывшее ковровое производство. 

— Их работало человек сорок,  — рассказал мне местный сторож. — Здесь же, в цехе, и жили. За ворота выходили только в магазин. Вели себя тихо. Никаких безобразий не замечалось.

В школе №3, где училась Марина Чекушина, меня встретили несколько растерянно. 

— Нам вчера звонили из администрации и просили поднять архивы относительно Чекушиной, — сказал директор школы Сергей Яргунин, любезно пригласив меня в кабинет. — Теперь о Шумерле знает вся Россия, как о месте создания банды GTA. Каждый день к школе приезжают репортеры и ведут репортажи о том, что здесь учат на бандитов. 

По рассказам Сергея Валерьевича, Чекушина агрессивностью не выделялась. 

— Училась в основном на тройки, но, — открыл Яргунин журнал, — посмотрите: по труду пятерка. 

Ничего криминального из ее школьной жизни не вспомнила и бывший классный руководитель Татьяна Силова. 

— Их было две сестры: Оксана и Марина, — вспоминает Татьяна Николаевна. — Оксана младше на год, но родители отдали их в школу вместе. Оксана училась охотно, участвовала во всех мероприятиях, а Марина относилась ко всему с прохладцей. После девятого класса обе пошли учиться на бухгалтеров. 

Я разыскал их училище. Директор Татьяна Ларина, подняв архивы, рассказала, что Оксана учебу не закончила. На последнем курсе вышла замуж и уехала куда-то в Подмосковье. А Марина получила диплом, правда, на последнем курсе у нее начала проявляться агрессивность по отношению к сверстницам.  

В местной полиции заявили, что Чекушина у них на учете не стояла. По окончании училища жила с местным парнем, родила дочку. Отношения с сожителем были бурными. Однажды во время ссоры ударила его ножом. Парень выжил, но Марина была отправлена в колонию. Пока отбывала наказание, муж утонул. Их осиротевшего ребенка удочерили родители Чекушиной.

— Что касается выходцев из Средней Азии, которые работали на ковровом предприятии, то мы их проверяли регулярно,  — заверил меня начальник оперативно-розыскной части экономической безопасности и противодействия коррупции Андрей Викторов. — Они имели регистрацию, разрешение на работу, мы их всех знали в лицо. Никаких правонарушений за ними не числилось.

Из полиции я отправился в дом родителей Чекушиной, это на окраине города. Мне рассказали, что отец занимается перевозками, имеет собственный грузовик, мать работает сторожем. Когда-то жили в хрущевке, но благодаря ежедневным трудам купили земельный участок, построились. 

Дом Чекушиных — из камня, один такой на всей улице. У ворот грузовик. Я ожидал, что на мой стук выйдут убитые горем родители, но вышла сама героиня криминальных новостей, во всей, как говорится, красе. Первая мысль: сбежала.  

— Нет, меня отпустили, — сообщила Чекушина. — Даже без подписки. Ну, подумайте сами, как я могла возглавлять банду, когда нападения начались в мае, а я в это время еще сидела. Я только три месяца назад освободилась. И сразу отправилась в Москву.  

Оказалось, что корреспондент «Культуры» стал единственным журналистом, кто смог разыскать эту женщину. Она рассказала, что в столице познакомилась с таджиком Абдунаххобом Рахимовым, приехавшим в Россию на заработки. Решили жить вместе. Сняли одну из трех комнат в той злополучной квартире на Дмитровском шоссе. Парень устроился на стройку, а она была на хозяйстве.

— В других комнатах жили еще с десяток таджиков, но с ними мы особо не общались, — рассказывает Чекушина. — Только иногда здоровались, когда сталкивались на кухне. Я даже имен большинства не знала. Да и лиц особо не помню. Даже не могу сказать, какое точно количество человек проживало в той квартире. А работали они кто где: кто по строительству, кто шаурмой торговал, кто занимался частным извозом.  

Но однажды тихая жизнь «резиновой» квартиры была нарушена. 

— В два часа ночи к нам ворвались люди в камуфляже с автоматами и скомандовали: «Всем лежать!» — продолжает Чекушина. — Затем: «Всем встать!» и вывели в подъезд. Посадили в автобус, привезли в полицию. Там передо мной разложили схему нашей квартиры и попросили указать комнату, в которой мы жили с Рахимовым. После чего спросили, известно ли мне, что в нашей квартире хранилось оружие. Я вытаращила глаза.

Кто такой Абдумуким Мамаджонов (которого потом арестовали), Чекушина, по ее словам, вспомнить не смогла. Может, в лицо бы узнала, но имени его никогда не слышала, поскольку многие в той квартире по-русски не говорили.

Утром девять из десяти доставленных в полицию выпроводили на улицу. Восьмерым из них выписали штраф 5000 рублей за поддельную регистрацию.

— Семерым написали представление на депортацию, в том числе и моему Абдунаххобу, — заплакала собеседница. — А я вот вернулась... 

После общения с Чекушиной я отправился в миграционную службу города. Оказалось, что ни убитый Усманов, ни арестованные Хасанов и Мамаджонов, ни один из тех, кто был задержан в квартире на Дмитровском шоссе, не были зарегистрированы в Шумерле. 

— Вы там, в Москве, напишите, что это не мы поставляем преступников, — напутствовали меня в шумерлинском отделе ФМС.

А та ли банда?

Впрочем, «чувашский след» уже не разрабатывается. Как стало известно «Культуре», роли в банде распределялись так. Идея создания организованной группы принадлежала убитому Рустаму Усманову. Сначала он вовлек в преступное сообщество родственника своей жены Фазалитдина Хасанова, затем безработного Абдумукима Мамаджонова. Усманов руководил бандой, разрабатывал сценарии убийств, планировал места будущих преступлений, а также занимался покупкой оружия и боеприпасов. Он же наладил канал поставки патронов предположительно с Тульского завода. Выезжал не на все преступления, предпочитая лишний раз не светиться. Был очень осторожным и подозрительным. По словам гражданской жены, за ворота не выходил без оружия — даже выбросить мусор. 

Хасанов отвечал за оружие, его переделку, обточку патронов, чтобы не было осечек или заклинивания при стрельбе. Также в его обязанности входил сбор отстрелянных гильз после совершения убийства.   

Мамаджонов был боевиком на подхвате. Если из троицы кто-то отказывался идти на дело (в основном так поступал Усманов), Мамаджонов искал замену, привлекая на разовую работу кого-то из земляков или знакомых.

Уже по возвращении из Чувашии я узнал, кто те две задержанные женщины. Как можно было догадаться, это Баракат Хасанова и ее дочь. Непосредственного участия в убийствах они не принимали, однако сбывали вещи убитых. 

Назвать имя еще одного задержанного правоохранители наотрез отказываются — его участие в убийствах не доказано, и, возможно, он будет проходить по самой мягкой из возможных статей или же вообще избежит наказания. В обмен на откровенность. Стимул есть: ведь именно на него бандит Мамаджонов пытался свалить свою вину. 

Что касается четверых объявленных в розыск, то они были на вторых ролях. О той или иной машине, направляющейся из Москвы в сторону области, убийц информировали по телефону. Некоторым автомобилям, которые останавливались у супермаркетов и бензоколонок, незаметно прокалывали шилом колеса.

Пока нет однозначного ответа о мотивах преступлений. Кто перед нами: бандиты, не брезгающие никакой мелочовкой, или террористы, отрабатывающие навыки на живых мишенях? Появилась даже информация, что в одном из их тайников найден гексоген — банда якобы готовила серию терактов в Москве и Подмосковье. В СКР эту информацию опровергают. «При совершении убийств участники банды руководствовались лишь корыстными мотивами, похищая деньги своих жертв, — заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин. — И здесь я должен полностью развеять утверждение ряда СМИ, что нападавшие якобы руководствовались национальными, религиозными или какими-либо другими бескорыстными мотивами». А источник «Культуры» в спецслужбах опроверг и информацию о находке гексогена.

Да так ли важно, с какой целью убивали? Главное, банда ликвидирована. Однако далеко не все сыщики согласны с этим заявлением СКР. Некоторые считают, что преступных групп, промышлявших на подмосковных трассах, несколько, и взяли совсем не ту, что стоит, например, за убийствами на трассе «Дон».  

— Сегодняшняя информация о раскрытии не может не вызывать вопросов, — говорит «Культуре» бывший сотрудник МУРа Алексей Нулин. — По версии следствия, преступная группа состоит из выходцев из Средней Азии, однако это противоречит показаниям выживших — они говорят о бандитах славянской внешности. Вот как описаны преступники в протоколе со слов пострадавшего: «Один из членов банды высокий, европейской внешности, лицо второго все время скрыто под капюшоном, а третий носит прическу боб». Также по интернету гуляют фотороботы предполагаемых убийц. Они совсем не похожи на тех, кого арестовали. Еще в оперативных сводках имеется фото с камеры слежения, где зафиксированы трое участников нападения. Четко видно два лица — черты не азиатские. Третье скрывает капюшон. Также среди показаний очевидцев фигурирует автомобиль ВАЗ, но никак не Hyundai и не Daewoo. У меня впечатление, что взяли не ту банду или, во всяком случае, не всю.

Такое не исключено. Известны случаи, когда, пройдя «университеты» в банде, кто-то из ее членов отпочковывается и создает свою «бригаду». По такому принципу, например, действовало преступное сообщество выходцев из Молдавии, грабивших элитные коттеджи в Подмосковье.