Парасоль параплюи не товарищ

Татьяна УЛАНОВА

24.04.2015

Триста лет тому назад человечество получило в свое пользование складной зонтик — незаменимый гаджет, альтернативы которому не нашел пока даже высокотехнологичный ХХI век.

Тогда, в 1715-м, смекалистый парижанин Мариус лишь усовершенствовал существовавший с незапамятных времен аксессуар — вместо шикарного, но непрактичного шелка натянул на спицы прочный материал, уменьшил зонт в размерах и сделал его более удобным и доступным. Шутка сказать — на заре развития зонтичного производства (а первые упоминания о предмете отсылают нас в ХI век до н.э.) купол над головой мог весить пять килограммов, а длина ручки достигала полутора метров. 

Долгие столетия под зонтом скрывались лишь от солнца — выходить на улицу в дождь приличные люди считали моветоном. Египетские фараоны, китайские мандарины, римские патриции пользовались услугами зонтоносцев. Их, с позволения сказать, зонтики представляли собой многоярусные сооружения. И чем большей властью обладал скрывающийся под навесом, тем внушительнее была его «крыша». Аксессуар, к слову, изначально был только мужским. 

До просвещенной Европы зонтик от солнца добрался в ХVII веке. Во Франции это был парасоль, в Англии долгие годы — благодаря герою Даниеля Дефо — назывался робинзоном. Именно соотечественник романиста, путешественник Хенвей в 1750 году впервые укрылся под куполом от дождя. И был осмеян. Даром, что почти за сто лет до него это уже делал Людовик XIII. Но то — король. Простые западноевропейцы, привыкшие к парасоли, принимать параплюи никак не желали. Тем не менее в XVIII веке зонт стал модным аксессуаром. Доктора активно выписывали его как профилактическое средство от ожогов, воспаления глаз, головокружений и даже эпилепсии.

Эволюцию женской детали гардероба вольно или невольно проследили живописцы ХIХ — начала ХХ века. Зонт у них — и дополнение к романтическому образу, и в прямом смысле — украшение многих работ. Кустодиев, Репин, Крамской, Маковский, Лентулов, Башкирцева, Ренуар, Мане и Моне... И примкнувший к ним Прендергаст — беззаветно любивший парасоль и параплюи американский акварелист.   

В России зонт называли ласково солнечником. Пока вместе с другими военными и морскими терминами не пришел заимствованный Петром Первым у голландцев «зондек» — навес от солнца на корабле. В ХIХ веке появилась сезонная разновидность аксессуара а-ля рюс — зимний зонт, отороченный мехом. Скорее, роскошь, чем потребность. Обеспеченные дамы все-таки пользовались экипажем.

Несмотря на благородные порывы Кулибиных разных стран, пару веков назад зонт все еще оставался тяжелым. Только спустя полстолетия основу из дерева и китового уса заменили более легким стальным каркасом. А изобретения космического ХХ века позволили пережившему множество трансформаций зонту раскрываться и складываться автоматически. В ход пошли нейлон, литая пластмасса и фиберглас.

...Дождь, посреди улицы идет девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, медленно едет за девушкой. Парень держит над девушкой зонтик, она уворачивается, а он все едет за ней и улыбается...

Так или примерно так описывал Геннадий Шпаликов идею нового фильма Георгию Данелии. Зонтик здесь не главный герой. Но теплый летний ливень задает всей картине «Я шагаю по Москве» настроение светлое и романтичное. Чего не скажешь о нахапетовском «Зонтике для новобрачных», где аксессуар заявлен как один из основных персонажей. В самой известной мелодраме с зонтиками в названии, оглушительным дебютом Денёв и щемящей музыкой Леграна галантерейный товар получил роль второго плана. Да, разноцветные зонтики здесь — символ новой жизни после Второй мировой. Но больше — яркая декорация, без которой пронзительная история о верности и предательстве была бы, пожалуй, совсем невыносимой.   

Техническая мысль второй половины ХХ века, казалось, привела развитие аксессуара-долгожителя к логическому завершению: женский зонтик теперь помещается едва ли не в клатч — сложение стало двукратным и трехкратным; вслед за полуавтоматами распространились автоматы. Однако и сегодня инженеры всего мира продолжают биться над усовершенствованием утилитарного предмета. Разработаны куполы квадратные, многоугольные, круглые, в форме сердца. Намокнув, зонт может «вспыхнуть» яркими красками или даже электрическим светом, он способен проиграть музыку и предсказать дождь, показать время и «завизжать» на бродячих собак. Не даст заблудиться, позволит скрасить время под дождем, подключившись к интернету. А в сухую погоду выполнит функцию стула, рюкзака или клюшки для гольфа. Трость можно катить по земле с помощью встроенного шарика, можно поставить на треножник. Придуманы особые навесы для туфель, фотокамер и собак. А «нанозонт» высыхает сразу после встряхивания. Только за 2008 год в США, к примеру, было зарегистрировано 3000 патентов, связанных с этим аксессуаром.