Не кончен бал

Александр ПАНОВ

07.07.2013

Если для большинства музеев лето — время затишья и период необязательных каникулярных выставок, то для Государственного музея-заповедника «Царицыно» с его парками, лужайками и прудами июль становится самой горячей порой. Наплыв посетителей обязывает придумывать легкие, но зрелищные проекты. Только что здесь разразились очередным блокбастером аж на 11 залов Большого дворца. Название простое — «Большой бал». А вот подзаголовок достоин не то диссертации, не то культурологического эссе — «Балы в России на подмостках истории, жизни, театра. XVIII-XX вв.».

Про бал как спектакль, ритуал, мистерию не писал только ленивый. Экспозиция и построена как историческое исследование, изложенное на доступном, порой слишком простом языке с вкраплениями красивостей и слащавостей. Более 460 экспонатов, собранных из десятка музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Живопись, графика, веера, маски, лорнеты. Помпезные костюмы и крохотные ангажементы на вальс или полонез. Эскизы к балетам и операм с бальными сценами. Фрагменты фильмов — от классической «Анны Карениной» Зархи до относительно недавнего «Русского ковчега» Сокурова с бесконечным проходом по парадной лестнице Эрмитажа.

Все грамотно выстроено по темам. Бал — маскарад. Бал — модное дефиле. Бал — государственное дело (танцы по поводу очередной коронации или императорских именин).

Проект приурочен к празднованию 400-летия Дома Романовых. Но все-таки музейщики обошлись без ненужной мишуры и блеска, сохранив отстраненность историков.

    Работы с выставки «Балы в России на подмостках истории, жизни, театра. XVIII-XX вв.»