На дачу к Репину

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

18.07.2014

Тверская Венеция, русский Барбизон... Выходишь из здания вокзала, ровесника Николаевской железной дороги, и спустя четверть часа сравнения, которыми пестрят путеводители, не кажутся надуманными. Вышний Волочек и его окрестности поражают открыточными видами. Построенная Петром I сеть каналов, снабжавшая товарами новую столицу, живописные берега реки Мсты... Недаром эти края притягивали чутких к красоте художников. 130 лет назад, 22 июля 1884 года, рядом с озером Мстино, открылась база для летней практики неимущих мастеров — нынешняя Академическая дача имени И.Е. Репина.

Трясемся по пыльной деревенской дороге. Вокруг — признаки того, что приближаемся к творческим местам. Ветхий дом живописца Андрея Рябушкина. Мастерская известных художников братьев Ткачевых, до сих пор приезжающих сюда на лето. Блестит река, омывающая «остров Куинджи»: по легенде, там живописец отмечал с учениками юбилей. Есть и «бугор Рериха», где художник-философ работал над картиной «Гонец»...

Надолго оказался забыт лишь меценат Василий Кокорев, русский коллекционер, по инициативе которого была создана «Академичка», называвшаяся Владимиро-Мариинским приютом. Лишь в 2004 году на желтом резном павильоне, возведенном в 1885-м архитектором Кенелем, появилась памятная доска. Внутри здания, сделанного в форме восьмигранника, — цветные витражи, окрашивающие зал в винно-красный цвет. Двери, ведущие в деревянные пристройки, неплотно прикрыты. Заглядываю: прислоненные к стенам картины, на полу лежанки... Дух вольности и совместного творчества, до сих пор присущий этим местам, запечатлен Репиным в работе «На Академической даче» (1898). Илья Ефимович часто приезжал сюда, останавливаясь в верхней комнатке соседнего дома — нынешнего музея.

Сегодняшние резиденты обитают в двухэтажных постройках, вытянувшихся цепочкой вдоль футбольного поля. Там сыро: говорят, делали в 1970–80-е по прибалтийскому проекту, не рассчитанному на наш климат. Наверху — жилая комната, на первом этаже — мастерская с большими окнами. Непривычно высокое вечернее солнце («Академичка» находится на полпути к Петербургу, и здесь настоящие белые ночи) бросает теплые отблески на лица художников. Идет просмотр. В потоке, как называют курс, длящийся один месяц, — те, кто собирается участвовать в выставке, посвященной следующему Дню Победы. Отбор производил Союз художников России: на этот раз приглашали тех, кто уже пишет на военную тему, сделал эскизы... Комиссия в лице народных художников Алексея Суховецкого и Валерия Полотнова на первый взгляд кажется строгой, однако понимаешь: за критикой и советами — желание помочь.

— Первый раз приехала сюда в 90-е, еще подростком, — рассказывает Елена Степура, обладательница Золотой медали РАХ. — Помню, показывали работы Юрию Кугачу. Поразило, что он разговаривал с нами серьезно, как со взрослыми.

Молодой живописец из Перми Максим Титов — регулярный гость «Академички» с 2010 года. В этот раз ненадолго заглянул на юбилей. Житель сурового Урала на первый взгляд совсем не похож на художника. Крепкий, внушительный — так может выглядеть человек, привыкший решать серьезные вопросы, а не держать кисточку. 

— Мои родители — заводчане. Работаю в немного забытой манере — соцреализме. Собираюсь, например, писать рабочих. Друг, директор леспромхоза, зовет в гости. Как вернусь на Урал — поеду. Интересно посмотреть: мужики валят деревья. Конечно, в нынешней художественной ситуации иногда задумываешься — кому это нужно? Но и не работать не можешь.

Братья Ткачевы — певцы деревенской жизни — впервые приехали сюда 60 лет назад. Именно тогда случилось второе рождение Дома творчества: после революции его отобрали у живописцев и вернули только в 1948 году. Как вспоминает знаменитый пейзажист Валентин Сидоров, бывший «худрук» Академической дачи, здесь сформировалось целое поколение послевоенных мастеров:

— Сам приехал после института. А куда деваться: ни кола, ни двора. Работали жадно, стремились наверстать упущенное за лихолетье.

Ткачевы, тоже несколько лет «худручившие», подружились с деревенскими жителями. Алексей Петрович даже женился на местной девушке.

— В деревне Новое Котчище раньше было 16 домов, в каждом держали корову, гусей... — вспоминает Сергей Петрович. — Теперь места обезлюдели. А тогда мы с Валентином Сидоровым устраивали соревнования. Кто больше нарисует: мы — старух, или он — «домушек». Его деревенские домики — нечто особенное. 

С «Академичкой» связано множество легендарных имен: Сергей Герасимов, Владимир Стожаров, Алексей Грицай, Анатолий Левитин, Майя Копытцева... А сколько хрестоматийных работ было создано на сказочных склонах или мостках купален...

Летом и теперь кипит жизнь. А зимой дача пустеет. Иногда художники заглядывают на выходные.

— Я, бывает, приезжаю на машине, — рассказывает Максим Титов. — Безлюдно, сугробы лежат. Однажды брат жены навестил. А в мастерских холодно. Ходил в дубленке и удивлялся: в помещении градусов 10, как же ты, мол, в шортах. А я ничего — привык.

— Когда-то тут проходили незабываемые вечера, — вспоминает Валентин Сидоров. — Сумерки зимой наступали рано, писать было нельзя. И жена Владимира Гаврилова, Ассанетта, профессор Консерватории, садилась за рояль и музицировала. На нем потом учился играть их сын Андрей Гаврилов, лауреат конкурса Чайковского.

Закончился просмотр. Художники ставят мангал возле одной из мастерских — вспоминают студенческие пирушки, грандов, которых довелось застать, ушедших друзей... И, конечно, говорят ободряющие слова новичкам. А они, несмотря на переменчивую моду, приезжают туда, где среди берез стоит памятник Репину, из дверей доносится запах скипидара, а по вечерам болтают и смеются люди, — на «Академичку».