С человеческим лицом

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

04.07.2014

В МГВЗ «Новый Манеж» — первая большая ретроспектива автора знаменитых кадров «Человек родился» (1969) и «Смерть солдата» (1942). На выставке «Анатолий Гаранин. «Советский Союз» — более двухсот снимков, объединенных в тематические разделы: «Спорт», «Фронтовые иллюстрации», «Черты нашей жизни» и даже «Москва богемная».

Сын дворянки, родившийся в богатой семье, Гаранин имел вкус к жизни. Некий эстетизм присущ даже повседневным кадрам — сценкам из жизни любимой Москвы, колхозным будням. Он много снимал «Таганку», сделав, пожалуй, лучший портрет Высоцкого в образе Гамлета — трагичное, выступающее из мрака лицо (1971). Фотографировал и советских «богинь»: балерин Лепешинскую и Уланову. 

Обладавший репортерской хваткой, Гаранин всегда оказывался первым. Например, когда нужно было запечатлеть Марлен Дитрих, единственный раз приехавшую в СССР (1964). Снимал Сталина, Кастро, Буденного. Сопровождал Хрущева во время визита в Америку в 1959 году: репортажу посвятили целый номер журнала «Советский Союз», где Гаранин тогда работал. Издание, ориентированное на иностранную аудиторию, демонстрировало преимущества социалистического строя. Фотографии Анатолия Сергеевича, соответствовавшие формату, ничуть не выглядели наигранными. Даже официоз он снимал так, что невольно вызывал улыбку: чего стоит кадр с Брежневым, закуривающим сигарету (1966). Добрый, светлый, очень человечный — таким благодаря фотографиям предстает образ самого автора.