Наш друг, художник и поэт

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

06.06.2014

В галерее «На Ленивке» открылась большая выставка акварелей Максимилиана Волошина «Доселе грезят берега мои». Более тридцати работ, созданных в основном в 1920-е, посвящены Крыму — точнее, вольным фантазиям на тему легендарной Киммерии.

Волошин — личность уникальная, выделяющаяся на фоне других талантов Серебряного века. Писатель, художник, критик, изощренный мистификатор — чего стоит выдуманная поэтесса Черубина де Габриак, вскружившая голову редактору «Аполлона» Сергею Маковскому… Изящные акварели Волошина часто подписаны строчками из стихов. Прекрасно владевший поэтической техникой, он с нуля освоил ремесло художника. И преуспел настолько, что его рафинированные работы нередко сравнивали с каллиграфичной японской живописью.

Экстравагантный Волошин был, однако, еще и мистиком. Увлекался эзотерическим учением — антропософией. Лунные крымские пейзажи напоминают «визионерские» картины Уильяма Блейка — еще одного «многостаночника», поэта и художника. Правда, последний тяготел к аллегоричным изображениям, которые сегодня смотрятся наивно. У Волошина же — простые пейзажи, почти монохромные — сиреневого или охристого цвета. Но пустынность, безлюдность этих крымских видов порой пробирает до мурашек. И заставляет задуматься: что же было на душе у этого «великого, мудрого и доброго человека» (как его охарактеризовала Цветаева), всерьез утверждавшего, что на досуге он общается с реинкарнацией Марии Антуанетты...