Ксения ВОРОТЫНЦЕВА
20.05.2025
В столичной Галерее Люмьер проходит выставка «Частный выбор. Ман Рэй, Кертес, Блюменфельд». Все работы здесь — из коллекции Культурного центра «Михалково», открывшегося в 2024 году в одноименной усадьбе на севере Москвы.
В прошлом году мир с размахом отмечал 100-летие сюрреализма. Главная выставка открылась в Центре Помпиду: включавшая в себя 500 работ, в том числе вещи Сальвадора Дали, Рене Магритта и Макса Эрнста, она представила сюрреализм во всем многообразии. Теперь эстафету подхватила Москва. На выставке «Частный выбор. Ман Рэй, Кертес, Блюменфельд» в Галерее Люмьер представлен триптих Ман Рэя, отпечатанный еще при жизни мэтра, — он участвовал в выставке в Помпиду. Московский проект получился камерным, зато насыщенным. Снимки Хорста П. Хорста, Эрвина Блюменфельда, Ги Бурдена, Стива Шапиро и Шейлы Мецнер показывают, как сюрреалистическая живопись влияла на художественную фотографию, а та в свою очередь — на глянец.
Основатель и креативный директор Культурного центра «Михалково», коллекционер Светлана Садыгова представила в рамках выставки свою книгу «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя». Светлана рассказала «Культуре» об увлечении фотографией, методе Ман Рэя и о том, как развивать культурную институцию за пределами центра столицы.
—
Как возник замысел книги?
— Во времена учебы в институте я часто посещала Московский дом фотографии: один из наших преподавателей читал там лекции по массовой культуре. Это помогло мне сформировать насмотренность. А Ман Рэем заинтересовалась после обращения к книге Владимира Левашова «Лекции по истории фотографии», где описывались технические приемы, используемые фотографами: методы соляризации, рэйографии. Когда я увидела работы Ман Рэя, поняла — это «мой» художник. Несколько лет я занималась подборкой сюрреалистических фотографий для своей коллекции. Потом появилась идея создания выставки. Одновременно с этим возник замысел о публикации книги «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя», в основу которой легла моя студенческая работа.
—
Почему книга посвящена женским образам?
— Это одна из ключевых тем в творчестве Ман Рэя. Изначально он хотел посвятить себя живописи, а фотографией занимался ради заработка. В 1921 году фотохудожник переехал из Нью-Йорка в Париж, делал портреты на заказ. И вскоре начал получать предложения от модных журналов. В начале 1920-х Рэй увлекся сюрреализмом. Его возлюбленной и моделью в то время была Алиса Прен — знаменитая Кики де Монпарнас, певица и художница, позировавшая многим сюрреалистам и представителям Парижской школы. Именно ее образ мы видим на знаменитом сюрреалистическом снимке Ман Рэя «Скрипка Энгра» (1924). Потом его подругой стала Ли Миллер: она также появляется на многих фотографиях. В том числе на тех, где Ман Рэй использовал метод фрагментарности — изображения частей лица или тела, например, губ. Ли Миллер была его ассистентом, а впоследствии (в 1932 году они расстались) стала известным фотографом. Ман Рэй также много снимал свою вторую жену Джульетту Браунер. После смерти Ман Рэя в 1976-м Джульетта приложила немало усилий, чтобы сохранить его наследие: учредила фонд, а также передала многие работы музеям.
—
Вы связывались с Фондом Ман Рэя, когда работали над книгой?
— Коммуникацию осуществляла Наталья Эдуардовна (Григорьева-Литвинская, основатель Галереи Люмьер. —
«Культура») и сотрудники Галереи Люмьер. Важно было получить права на изображения: без этих фотографий книга смотрелась бы совсем иначе.
—
Какие вещи Ман Рэя есть у вас в коллекции?
— Триптих с манекенами, участвовавший в Международной выставке сюрреализма в Париже 1938 года. Сейчас фотографии представлены на выставке в Галерее Люмьер, а также воспроизведены в книге.
—
Расскажите об экспериментах Ман Рэя: какие технические приемы он использовал?
— Например, прием соляризации, изобретенный в 1860 году французским ученым Арманом Сабатье: на фотобумагу, погруженную в проявитель, попадает рассеянный свет, и фигуры превращаются в серебристые силуэты. Ман Рэй открыл соляризацию случайно: Ли Миллер позировала ему в затемненной комнате, и вдруг ей показалось, что по ее ноге ползет насекомое. Она резко встала, включила свет — и получилась фотография с необычным эффектом. Еще один прием — рэйография (предмет кладут на бумагу в темной комнате, и когда он засвечивается, получается отпечаток со светлым силуэтом на темном фоне. —
«Культура»). Наконец, фрагментарность, о которой я уже говорила: объект делится на части, и одна из них представлена крупным планом. Можно вспомнить знаменитую фотографию Ман Рэя, где изображены слезы как аллегория на расставание с Ли Миллер.
—
Какие аспекты его творчества еще мало изучены?
— Моя книга не претендует на завершенность. Творчество Ман Рэя многогранно: он создавал фильмы, арт-объекты, писал картины. Во многих отношениях был пророком, и его открытия нашли воплощение в творчестве последователей. Это может стать темой нового исследования. Надеюсь, экспозиция в Галерее Люмьер вдохновит будущих исследователей — ведь студенты, как и я в свое время, любят посещать подобные выставки.
—
Планируете и дальше исследовать творчество Ман Рэя?
— Сейчас я завершаю учебу в магистратуре по профилю «Арт-менеджмент и галерейное дело»: эти знания необходимы для работы над проектом Культурного центра «Михалково». Магистерскую диссертацию хочу посвятить преобразованию старинной московской усадьбы в культурный центр — образовательный и культурный проект на стыке истории, а также традиционной и современной культуры. Центр занимает один флигель усадьбы «Михалково»: на первом этаже мы сделали историческую экспозицию, посвященную Екатерине Дашковой и Петру Панину — самым выдающимся и известным владельцам усадьбы. А на втором и третьем этажах проводим выставки современной фотографии. Работаем над параллельной тематической программой, сотрудничаем с креативными индустриями, привлекаем музыкантов, проводим лекции и кинопоказы.
—
Как удалось приспособить историческое здание под Культурный центр?
— Усадьба «Михалково» XVIII века — объект культурного наследия, поэтому все согласовывалось с департаментом городского имущества города Москвы. Пришлось учитывать мельчайшие детали: например, мы до сих пор не можем повесить афишу на фасад. Ремонт в залах усадебного флигеля провели максимально аккуратно: в планировке ничего не изменили, декорировали пол, стены, провели экспозиционное освещение. Создавать пространство в духе XVIII века слишком дорого — это потребовало бы огромных вложений, — поэтому мы выбрали современный выставочный интерьер. Пока Культурный центр открыт лишь по субботам и воскресеньям. В будние дни идет большая невидимая работа: проект создавался с нуля, и на многие вещи — вроде подготовки выставочного плана, программы культурных мероприятий — нужно время.
—
Кто ваша аудитория?
— Мы ориентированы на жителей близлежащих районов. В центре Москвы много культурных институций, а в окрестностях «Михалково» ничего нет. Наши посетители — люди разного возраста, от молодежи до старшего поколения, в том числе и те, кто пришел погулять в парк.
Нам нет еще и года, однако мы уже сделали семь выставочных проектов и два издательских. На открытие Культурного центра в прошлом году пришло около 1700 человек. Потом еще месяц работали бесплатно, ведь далеко не все смогли попасть на открытие центра — залы у нас небольшие, поэтому впускали по предварительной регистрации: не больше 30 человек за сеанс.
—
Работы, представленные на выставке в Галерее Люмьер, из вашей коллекции или из коллекции Культурного центра?
— Сначала я собирала свою коллекцию, но когда появился Культурный центр «Михалково», эти вещи стали позиционироваться как его собрание. После завершения выставки в Галерее Люмьер мы планируем показать их в наших стенах.
—
Почему вы увлеклись сюрреалистической фотографией?
— Мне всегда нравилось фотоискусство. Интерес к сюрреалистической фотографии у меня сложился со времен студенчества и стал для меня отправной точкой в коллекционировании. Среди моих первых покупок не было известных авторов: коллекционеру требуется насмотренность. Нужно ходить на ярмарки, изучать арт-рынок, обращаться к истории искусства. Некоторые коллекционеры покупают интуитивно, и это тоже определенный подход. Главное, чтобы работы укладывались в нужный типологический ряд.
Я стараюсь подбирать фотоработы с учетом своей коллекции, а не просто покупать то, что нравится. В начале, конечно, приобретала фотографии попроще. Есть европейская сеть галерей YellowKorner, представляющая художественные, интерьерные фотографии. Она основана двумя французскими коллекционерами — Александром де Мецем и Поль-Антуаном Бриа. Сначала я купила работу в Барселоне, потом нашла эту галерею в Москве. В итоге получилась небольшая подборка архитектурных фотографий. К сожалению, в 2023 году YellowKorner ушла из России. Похожие работы сегодня представлены в новой московской галерее Reportage. Это вполне доступное, недорогое фотоискусство: начинающим коллекционерам стоит присмотреться к подобным вещам. А дальше — насколько хватит интереса, средств и, конечно, желания погрузиться в эту тему.
Выставка работает до 8 июня
Фотографии предоставлены «Арт Интернэшнл»