Хорошее отношение к лошадям: публике представили шедевры коллекции Музея коневодства

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

19.05.2025

Хорошее отношение к лошадям: публике представили шедевры коллекции Музея коневодства

Вышел в свет альбом, подготовленный специалистами Научно-художественного музея коневодства знаменитой Тимирязевки. В нем впервые опубликована часть крупнейшего в мире собрания произведений искусства конного жанра из фондов музея.

На севере Москвы есть малоизвестный туристический маршрут. Садишься на трамвай около метро «Войковская», проезжаешь мимо офисных «стекляшек» и кирпичных хрущевок и через 15 минут оказываешься в другом мире, с уютными названиями улиц: Пасечная, Лиственничная аллея. Огромная территория Тимирязевской академии, окруженная густым лесом и опытными полями, представляет собой смешение стилей: от пышной усадьбы XVIII века, ныне — главного здания РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, до конструктивистских общежитий. В одном из учебных корпусов находится Научно-художественный музей коневодства. Почти полвека прохожие дивились на двухметровую бронзовую скульптуру лошади, стоявшую около строгого здания с колоннами. Лишь в конце 1990-х работу немецкого скульптора-анималиста Рейнгольда Кюбарта в целях безопасности перенесли в холл корпуса, и теперь она встречает посетителей на первом этаже.

Многие и не подозревают, что в Музее коневодства (руководитель — Ольга Круподерова) хранится самое большое собрание работ известного баталиста Николая Сверчкова. Или что среди 3000 экспонатов есть творения Михаила Врубеля, Валентина Серова, Василия Сурикова, Константина Юона, Василия Поленова, Аркадия Пластова и Таира Салахова. Теперь познакомиться с частью роскошной коллекции можно благодаря альбому «По залам музея коневодства», изданному при поддержке Благотворительного фонда «Отчий дом» и мецената, коллекционера Екатерины Бородиной.

— Я как коллекционер собираю русский фарфор, а живопись покупаю, если что-то особенно понравилось. Однажды я приобрела на аукционе картину под авторством Николая Сверчкова, на которой была изображена лошадь. Мне хотелось убедиться, что это точно Сверчков, поэтому я обратилась в Музей коневодства, где хранится крупнейшее собрание живописи этого художника. Так я познакомилась с замечательными специалистами, работающими в этом музее. Увидела, какую огромную работу они проделали при подготовке книги, посвященной произведениям из собрания музея, и решила поддержать издание: чтобы еще больше людей могли узнать об этом удивительном месте. Вообще любовь к лошадям связана с историей моей семьи. Дедушка и его брат служили в конной кавалерии. Брат даже дружил с Семеном Михайловичем Буденным. В любом случае, я знаю, почему чувствую себя на конюшне как в раю: ощущения, когда садишься на лошадь, ни с чем нельзя сравнить. Надеюсь, это маленькое дело — издание альбома — побудит и других людей совершать такие же дела. И в итоге нам всем удастся помочь музею, который нуждается в новом оборудовании и современных экспозиционных решениях, — рассказала «Культуре» Екатерина Бородина на презентации альбома в Музее коневодства.

Кстати, в 2029 году музей отметит столетие. Начало ему положила коллекция известного коннозаводчика Якова Бутовича, чей Прилепский завод в Тульской губернии считался одним из лучших в стране. Бутович также собирал произведения с изображением лошадей. Первую картину ему подарил воспитатель в кадетском корпусе подполковник Грудницкий: это был портрет жеребца, написанный самим дарителем. Со временем Бутович не на шутку увлекся коллекционированием. Особенно он ценил Николая Сверчкова и не жалел денег на его работы. Сегодня в Музее коневодства — преемнике собрания Бутовича — хранится 215 картин из 450, созданных Сверчковым: остальные рассеяны по музеям и частным коллекциям.

Судьба самого Бутовича оказалась трагической. После революции он передал коллекцию государству, чтобы вещи не погибли. Из страны уезжать не захотел: следил за коллекцией, приобретал работы на свои средства и спасал произведения из дворянских и великокняжеских собраний. В 1928 году Бутович был впервые арестован, затем последовало еще несколько арестов и в 1937-м — расстрел. Однако Музей коневодства, официально открытый в 1929 году, уцелел. Опубликованный альбом рассказывает о некоторых ценных экспонатах. Вот, например, орловский рысак Летучий, изображенный молодым Валентином Серовым. Художник в ту пору снимал квартиру в доме купца Малютина, основателя конного завода в селе Богоявленские Быки подо Льговом. Однажды Малютин предложил Серову в счет оплаты написать портрет жеребца. Картина купцу понравилась, и он долгое время не хотел с ней расставаться. Лишь незадолго до смерти подарил своему любимому наезднику Павлу Чернову. Именно у последнего Бутович и приобрел произведение Серова. Перевел деньги телеграфом и уже собрался ехать за картиной, как вдруг получил ее почтой, свернутую в рулон — к счастью, в целости и сохранности. «Выжила» она и в пожаре, однажды случившемся в доме Бутовича: художник Николай Самокиш, оказавшийся в гостях, схватил картину Серова, разбил окно и выскочил на мороз.

Альбом «По залам музея коневодства» не только рассказывает об экспонатах, но и знакомит читателя с конным миром. Например, объясняет, как давали клички лошадям. Нередко их называли в честь знаменитых родственников — в орловской рысистой породе можно встретить множество Полканов, Лебедей, Кроликов и Бычков. О последнем имени стоит сказать отдельно. Первый Бычок был легендой ипподромов: его отличала феноменальная резвость. В 1836 году он поставил рекорд, преодолев 3200 метров за 5 минут 45 секунд. Герцен писал, что «по бегу и красоте Бычок может считаться первым рысаком не только Москвы, но всей России». В Музее коневодства хранятся картины с изображением Бычка, а также его... скелет, препарированный в Московском университете.

Альбом рассказывает и о художнике Александре Швабе, писавшем портреты лошадей из императорской конюшни — по заказу Александра II. Вообще о живописце известно немного: он был академиком, профессором Императорской Академии художеств, изображал в основном лошадей и собак. В музее хранится 91 картина мастера. Часть из них представлены в новой экспозиции «Царские лошади на картинах художника А.П. Швабе». Вот, например, портрет серого Лорда — любимой лошади Николая I. Художник писал мерина с чучела, хранящегося ныне в Государственном Эрмитаже. А вот изображение гнедой кобылы Полтавы, служившей императору Александру II. По мнению музейщиков, она относится к исчезнувшей черноморской породе. В экспозиции можно увидеть и картину «Осмотр хреновского табуна». На небольшом полотне Швабе изобразил 142 лошади, а также 10 человек, в том числе фигурку художника за мольбертом. Музейщики полагают, что это автопортрет мастера. Проверить невозможно: портретов Александра Петровича не сохранилось. Но изображать себя среди персонажей — давняя и уважаемая традиция, ей следовали многие мастера: от Караваджо до Брюллова. Сотрудники Музея коневодства попросили художника Дмитрия Лучанова воссоздать облик Швабе: портрет, исполненный в 2024 году, есть в экспозиции. И это лишь часть удивительных историй: еще больше можно узнать в самом Музее коневодства. Хочется верить, что многие из них однажды опубликуют в следующем альбоме, и не одном.

Фотографии предоставлены пресс-службой Благотворительного фонда «Отчий дом»