14.05.2025
Масштабный проект показывают в Выставочном зале ГИМа на площади Революции, в одном здании с экспозицией, посвященной Отечественной войне 1812 года, — и это символично. Сотни документов (половина — подлинники): постановления, приказы, донесения; от карты плана «Барбаросса» до оригинала Акта о безоговорочной капитуляции нацистской Германии — рассказывают о великом подвиге советского народа и Красной Армии. О судьбах как простых красноармейцев, так и выдающихся военачальников, а также партизан, врачей, священников, деятелей культуры — всех, кто прошел тяжелый путь к победному маю 1945-го. Представленные артефакты дают просто физическое ощущение войны — это и покореженный кирпич Брестской крепости и повязка карателей из Киева, которые расстреливали евреев в Бабьем Яре, это карточки на хлеб (на имя Крачкевича Льва Николаевича — 400 граммов в день; карточки на девять дней; и у внимательного зрителя сразу же возникает вопрос: почему они остались не отоварены?), фрагмент регистрационной книги крематория концлагеря Маутхаузен в Австрии, где сжигали советских военнопленных.
Тут же — картины Константина Юона («Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года»; удивительно небольшое по размерам и в то же время поистине грандиозное полотно!), Александра Дейнеки («Окраина Москвы. 1941»), Кукрыниксов («Бегство фашистов из Новгорода»). Хрестоматийные произведения (например, «Фашист пролетел» Аркадия Пластова) соседствуют здесь с незаслуженно забытыми («Краснодонцы» Павла Соколова-Скаля) шедевров.
Но главное — все-таки документы. Экспозиция открывается разделом «Вставай, страна огромная!», где представлены артефакты первых месяцев войны. Вот написанный карандашом текст речи Молотова, с которой он выступил по радио 22 июня 1941 года. Завершался текст обращения так: «Наше дело правое. Победа будет за нами!». А сейчас мы видим (спустя почти 85 лет!), что чуть позже автор обращения поставил галочку и дописал: «Враг будет разбит» — слова, ставшие лозунгом Великой Отечественной войны и нашедшие отражение в медали «За Победу над Германией».
Среди документов, которые нужно обязательно увидеть, — страницы «Журнала посещений Сталина» (их вели в Кремле с 1924-го по 1953-й). Записи от 22 июня 1941 года показывают, что председатель Совета народных комиссаров принимал военачальников и советских руководителей в своем кабинете с раннего утра. Первыми в 5:45 вошли Молотов, Берия, Тимошенко, Мехлис, Жуков... А это опровергает появившуюся с легкой руки Хрущева версию о том, что Сталин, узнав о нарушении Гитлером Пакта о ненападении, впал в глубокую прострацию. «Журнал посещений...» документально доказывает: руководитель государства ни на минуту не терял управления страной.
А вот проект решения об образовании Ставки Главного командования вооруженными силами СССР, датированный 23 июня. Ставку возглавил нарком обороны маршал Тимошенко, но уже через пару недель, а именно 10 июля, она будет преобразована в Ставку Верховного командования и ее возглавит Сталин; именно с этого момента его следует называть «Верховным». Рядом — картина Василия Ефанова «Государственный комитет обороны», написанная в 1942 году. Изображены здесь члены первого состава ГКО — высшего, обладавшего всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в СССР, органа управления страной: Сталин, Молотов, Ворошилов, Маленков и Берия. В годы хрущевской оттепели картина чудом уцелела в запасниках Центрального музея В.И. Ленина: после расстрела Берии в 1953-м все изображения генерального комиссара госбезопасности уничтожали, книги о нем сжигали, фотографии, где он был запечатлен, ретушировали. И тем не менее историческая правда в Историческом музее торжествует: мы помним, что именно Берия курировал во время войны всю работу по производству самолетов, моторов, формирование авиаполков ВВС Красной Армии.
Интереснейший документ — машинописный экземпляр сводки Главного командования Красной Армии за 22 июня 1941 года с правкой Сталина. Первоначально она предназначалась для ТАСС, но была опубликована на следующий день в «Правде». В кратком тексте «После ожесточенных боев противник был отбит с большими потерями» вождь толстым красным карандашом приписал последнее предложение: «Нами сбито 65 самолетов противника». По поводу этой записи на Западе много злорадствовали: дескать, большевики с самого первого дня войны занялись приписками и искажениями. Но так ли это?
На самом деле Сталин, не обладая всей информацией о положении на фронтах, приуменьшил потери люфтваффе. По некоторым современным оценкам, немцы 22 июня в воздушных боях потеряли более 300 самолетов и еще 50 были сбиты зенитками. Так что в воздухе мы дрались на равных. И не только в небе, но и на земле. Подтверждение тому — фотография: колонна фашистских солдат, взятых в плен под Смоленском, конвоируется в тыл (июль 1941 года).
На выставке много фотографий. Есть всем известные, многократно тиражированные, но встречаются и такие, у которых невольно замедляешь шаг. Например — возле сделанного ленинградским корреспондентом ТАСС Рафаилом Мазелевым (более известно другое его фото — с бойцом добровольной пожарной команды Шостаковичем во время дежурства на крыше Консерватории) в первый день войны снимка «Доброволец народного ополчения В.Е. Трунов на сборном пункте». Интересно, кто этот человек, как сложилась его жизнь?..
А судьба поистине необыкновенная. Трунов — дважды доброволец. В январе 1940-го студент Ленинградского электротехнического института, отличный спортсмен Владимир вместе с товарищами по институту встал в ряды 100-го лыжного батальона. За проявленные доблесть и мужество в боях с белофиннами был награжден орденом Красного Знамени. Вернулся в свой вуз, и снова война не дала получить диплом о высшем образовании: пятикурсник Трунов стал рядовым 3-го стрелкового полка Красногвардейской стрелковой дивизии народного ополчения. 6 сентября 1941 года был ранен и после лечения в госпитале направлен на продолжение учебы. Выпускники тогда шли на заводы, работавшие на оборону блокадного города. К концу войны этот многое повидавший молодой человек получил звание инженер-капитана. Выжил. Победил!
Построенная по хронологическому принципу экспозиция в Историческом музее отражает весь трудный путь страны и народа от страшных дней начала войны до Парада Победы 24 июня 1945 года: «Вставай страна огромная!», «Все для фронта — все для победы», «Партизанское движение: «Бей фашистов всегда и везде», блокада Ленинграда, Севастополь и Сталинград... Отдельный раздел посвящен деятелям культуры. Называется «И музы в бой вели». Здесь представлены фотографии: Василий Лебедев-Кумач на корабле Северного флота, Константин Симонов на фронте читает стихи бойцам, тут же — записная книжка Симонова с наброском стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» (Алеша — это поэт Алексей Сурков, его «Землянка» на выставке тоже присутствует), рукописный экземпляр песни «Вставай, страна огромная!» Лебедева-Кумача, подлинные автографы Ольги Берггольц, Дмитрия Шостаковича, «Темная ночь» поэта Владимира Агатова, «Теркин» Твардовского, «В прифронтовом лесу» Исаковского...
С первых дней войны на фронт ушли сотни деятелей культуры. Среди них были поэты и музыканты, писатели и архитекторы, скульпторы и актеры. Уже через два дня после начала войны началось формирование фронтовых бригад, пользовавшихся особой популярностью у солдат. Основной площадкой для выступлений был грузовик-полуторка с откидными бортами. За годы войны артисты провели 1 миллион 350 тысяч концертов, творческих встреч, спектаклей. Особенно популярны среди бойцов были русские песни Лидии Руслановой и «Синий платочек» Клавдии Шульженко. Знаменитый платок есть в экспозиции ГИМа: семья певицы поделилась с ГИМом легендарным сценическим артефактом.
Давно, казалось бы, забытая история получила продолжение в наши дни: в Германии на 80-летие Победы запретили российские флаги, красные знамена, георгиевские ленточки и другую символику народа-победителя. Люди в Берлине нашли решение: пришли на торжества с синими платками из легендарной песни Шульженко.
В разделе, посвященном вкладу деятелей культуры в Победу, привлекают внимание... куклы. Из фондов Музея театра Образцова в экспозицию вошли десять сохранившихся перчаточных кукол. «Герои» сатирического фронтового театра Евгения Кобытева — Гиммлер, Геббельс, Геринг, Муссолини, фельдмаршалы Кейтель и Клейст, гросс-адмирал Дениц, Риббентроп и другие нацистские бонзы — были переданы в музей боевым товарищем художника. Выдержанное в стиле балагана представление называлось «Гастроль в Германии цирка Гитлера и компании». Куклы делались из подручных материалов: лоскутов обмундирования, обрывков газет, пуговиц, различных наградных знаков.
К сожалению, на выставке ничего не рассказывается об авторе балагана. Евгений Кобытев в 1941 году с отличием окончил Киевский художественный институт по специальности «Монументальная живопись» и добровольцем отправился на фронт. Был ранен, попал в плен, оказался в концлагере «Хорольская яма» в Полтавской области. Бежал, вернулся в строй действующей армии и в составе 1-го Украинского фронта участвовал в освобождении Украины, Молдавии и Польши. Тогда же создал кукольный фронтовой самодеятельный театр политической сатиры. Евгений Степанович сам сочинял пьесы, делал куклы и выступал с ними. Войну окончил в Дрездене в звании старшего сержанта.
Отдельный раздел выставки посвящен героям, легендам: школьный дневник Зои Космодемьянской, личные вещи участников подпольной организации «Молодая гвардия» в Краснодоне, винтовка снайпера Людмилы Павличенко, летный реглан Алексея Маресьева... В зале «Ни шагу назад!» Битва за Сталинград» рядом висят шинель командующего 6-й немецкой армией фельдмаршала Паулюса и бекеша командарма-62 Василия Ивановича Чуйкова. Смотришь на них и отчего-то понимаешь: вариантов победить в Битве на Волге у немцев просто не было...
Кульминация экспозиции — Знамя Победы, водруженное над поверженным Рейхстагом, а еще — картина Михаила Хмелько «Тост за русский народ», долгое время хранившаяся в музейных запасниках. А также — парадный мундир Верховного главнокомандующего и его награды (не так уж и много их было у Сталина — по сравнению с жуковским иконостасом): маршальская звезда, медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», два ордена Победы, Золотая Звезда Героя Советского Союза, орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Суворова 1-й степени.
Эта выставка — юбилейная, и особенно актуальна она именно сейчас, когда на Западе переписывают историю, стирают память о роли СССР во Второй мировой войне. Каждый экспонат в Историческом музее не дает забыть о подвиге русского народа.
И поэтому по-новому читаются хрестоматийные строки Роберта Рождественского, ставшие своеобразным девизом выставки:
Правда твоя — это наша правда, Родина!
Слава твоя — это наша слава, Родина!
Помните!