28.02.2025
Материал опубликован в №2 печатной версии газеты «Культура» от 27 февраля 2025 года.
1. «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МИРЫ АРТУРА ФОНВИЗИНА»
Москва, выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате. До 16 марта
Публике известно имя Артура Фонвизина в основном благодаря его акварелям — переливающимся, «дрожащим», эфемерным. Художник проделал длинный путь, прежде чем сумел найти собственный язык. Еще со времен учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества он дружил с Михаилом Ларионовым и одно время даже жил в их с Наталией Гончаровой мастерской. Казалось бы, эпатажный Ларионов и тихий чудак Фонвизин — что может быть общего? На самом деле Фонвизин всегда держался независимо — в частности, его исключили из училища из-за драки с Сергеем Судейкиным, пренебрежительно отозвавшимся о его работе. Потом была учеба в Мюнхене, а после — возвращение в Россию и постоянные переезды: жизнь то в родительском доме, то у Ларионова. В биографии Фонвизина хватает белых пятен, но одно можно сказать определенно: к 45 годам он «родился» как художник. В его акварельном творчестве можно выделить несколько блоков: портреты, натюрморты, изображения цирковых наездниц — отсылка к чарующим детским воспоминаниям, когда пятилетний Артур, оказавшийся в цирке, от восторга наконец заговорил — к огромной радости родителей. А также начал рисовать. Нынешняя выставка составлена в основном из работ, принадлежащих известному коллекционеру Сергею Александрову. С его подачи был также подготовлен каталог: историк Татьяна Николаевская, работавшая с архивами, практически полностью восстановила хронологию жизни художника.
2. «ЭРИХ БОРХЕРТ В РОССИИ»
Екатеринбург, Екатеринбургский музей изобразительных искусств. До 27 апреля
Имя Эриха Борхерта долгие годы было неизвестно широкому зрителю. Немецкий художник, выпускник знаменитой школы Bauhaus, он, как и многие его соотечественники — архитекторы и дизайнеры, — приехал в СССР на рубеже 1920–1930-х. Молодое советское государство в то время остро нуждалось в квалифицированных кадрах. Памятью об этом «культурном обмене» стали авангардные постройки по всей России: от Москвы до Биробиджана. Борхерт же прибыл именно в столицу и возглавил проектную группу в «Малярстройпроекте»: вместе с коллегами они отвечали за цветовую организацию Москвы. В Советском Союзе он встретил будущую жену — художницу Софью Матвееву, выпускницу ВХУТЕМАСа, другого знаменитого учебного заведения, своеобразного конкурента Bauhaus. Однако счастливая семейная жизнь продлилась недолго: началась война, и немца Борхерта отправили на Урал — строить Уральский алюминиевый завод, а потом и вовсе сослали в Карлаг, где он вскоре скончался. Возрождение его имени началось уже в XXI веке благодаря внукам Ивану и Дарии Кольченко. Наследие художника, бережно хранимое семьей, стали показывать на выставках, и у зрителей появилась возможность оценить его авангардную графику. В Екатеринбурге можно увидеть около 100 работ художника, созданных в его «русский» период.
3. «В КРУГЕ ЦВЕТА. КРАСНЫЙ»
Самара, филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре. До 30 марта
Филиал Третьяковской галереи в Самаре решил разбавить снежный монохром яркими красками: в начале зимы здесь открылась выставка, посвященная красному цвету. Работающая до конца марта, она посвящена символизму красного, что перекликается с проектом «головной организации» — выставкой «Адепты красного. Малявин & Архипов», недавно показанной в Инженерном корпусе в Лаврушенском переулке. Но если в последнем случае речь идет лишь о двух художниках — и трактовке ими красного цвета, то выставка в Самаре охватывает сразу несколько эпох. Во-первых, это древнерусская иконопись XV–XVIII веков, в которой красный цвет имел целый ряд значений: это и пролитая кровь Христа, и символ Воскресения, и любовь, и животворная энергия. Также здесь можно увидеть представителей русского авангарда и неофициального искусства, во многом наследовавших древнерусским иконописцам: от Наталии Гончаровой и Казимира Малевича до наших современников — Эрика Булатова и Виктора Пивоварова.
4. «АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА. ПЕВЕЦ НОВОЙ ЖИЗНИ. К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ»
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей. До 14 апреля
Александр Дейнека — один из главных символов советского искусства. При этом он всегда сохранял отчетливую инаковость, несмотря на официальное признание. Его работы несут отпечаток немецкого экспрессионизма, кубофутуризма и даже творчества Пикассо: Дейнека впитал передовые идеи своего времени, чтобы создать нечто совершенно свое. Нынешняя выставка — формально «датская», то есть приуроченная к 125-летию со дня рождения художника — представляет самые разные работы, от живописи до плаката: всего около 90 произведений из собрания Русского музея. Кстати, для зрителей подготовили сюрприз: в экспозицию включены крупноформатные мозаики Дейнеки, которые публика не видела уже более полувека. Это хорошая возможность рассмотреть их поближе: в остальное время приходится задирать голову, как прохожим на станции «Маяковская» московского метро.
5. «ДАГЕР ПРОТИВ ТАЛЬБОТА. РАННЯЯ ФОТОГРАФИЯ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ РОСФОТО»
Санкт-Петербург, Музейно-выставочный центр РОСФОТО. До 30 марта
Музейно-выставочный центр РОСФОТО предлагает зрителям перенестись в эпоху появления фотографии, когда светопись еще была уделом изобретателей и ученых. Два имени, обозначенных в названии выставки, — Луи Дагер и Уильям Тальбот — символизируют две совершенно разные технологии, конкурировавшие между собой. Поначалу выигрывал Дагер: о его открытии — получении фотографий на металлической пластине, покрытой йодистым серебром, — было объявлено в 1839 году. Вскоре правительство Франции приобрело права на технологию, и началось победное шествие дагеротипии по миру: в России, например, о ней узнали уже в том же году. Тем не менее у метода Дагера был существенный недостаток — снимок мог существовать лишь в одном экземпляре. Англичанин Тальбот, пытавшийся объявить о своем изобретении раньше Дагера, предложил иную технологию, основанную на использовании бумаги, пропитанной йодистым серебром. Сначала Тальбот получал негативное изображение, а потом печатал с него позитивное, прикладывая светочувствительную бумагу. Этот процесс в итоге стал прообразом печати фотографий с пленки и постепенно вытеснил дагеротипию: в том числе и потому, что позволял тиражировать снимки. На выставке в РОСФОТО можно увидеть подлинники тех времен, полученные обоими способами: всего более 100 работ начиная с 1840-х годов.
6. «ИВАН ШИШКИН. МАСТЕР ЭПИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА»
Звенигород, Звенигородский Манеж. С 6 марта по 29 июня
Звенигородский Манеж встречает весну большой выставкой работ Ивана Шишкина. Произведения знаменитого пейзажиста привезут из Русского музея: всего можно будет увидеть 40 полотен. Выстроенная по хронологии экспозиция — от ранних ученических вещей до работ, созданных на склоне лет, в которых художник пытался точно передать эффекты освещения, — позволяет проследить эволюцию творчества мастера. И отметить, например, что посещение Швейцарии не натолкнуло Шишкина на мысль об «ущербности» русской природы — хотя это было общим местом той эпохи. Напротив: он стал еще внимательнее присматриваться к пейзажам средней полосы. И хотя образы швейцарского леса на выставке тоже присутствуют, заграничные красоты остались для художника лишь мимолетным впечатлением: на его картинах царит родная природа, от скупых северных пейзажей Валаама до пряных крымских ландшафтов.
7. «ПРОБУЖДЕНИЕ»
Москва, Музей нонконформизма. Со 2 марта по 17 августа
Два года назад галерея Надежды Брыкиной приобрела новый статус и стала Музеем нонконформизма. Нынешняя выставка представляет первую часть многочастного проекта: «Пробуждение» — это рассказ о первых шагах художников-шестидесятников, а также последующих этапах их творчества, вплоть до 1990-х. Главный герой — Марлен Шпиндлер: художник со сложной, даже трагической судьбой, одинокий и нелюдимый. На выставке можно будет увидеть его ранние вещи, созданные под влиянием древнерусской иконописи, а также эскизы логотипов и цирковые плакаты: в 1960-е Шпиндлер занимался промышленным дизайном. Не обошлось и без еще одной знаковой фигуры той эпохи — Юрия Злотникова, имя которого в последнее время звучит все чаще. Очарованный достижениями науки, он создавал вещи, пропитанные ее духом, от кибернетики до лингвистики. В экспозицию войдут его ранние работы — «Похороны вождя» и «Москва. Перекресток». Кроме того, покажут работы Валерия Юрлова, Алексея Каменского, Владимира Андреенкова, а также произведения двух бесспорных гениев той эпохи — Анатолия Зверева и Владимира Яковлева.
8. «АССАМБЛЯЖ, ОБЪЕКТ, ИНСТАЛЛЯЦИЯ»
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей. До 21 апреля
В Европе и США современное искусство существует уже больше века. В России оно появилось примерно в то же время и сопровождалось не меньшими скандалами, однако затем на авангардных экспериментах поставили крест. Заново привыкать к ним пришлось уже на рубеже 1980–1990-х, поэтому выставка, рассказывающая об основных формах и направлениях новейшего искусства, отнюдь не кажется лишней. В конце концов, очереди на Серова стали притчей во языцех, а вот интерес к современному искусству пока куда меньше: оно требует насмотренности или, говоря простыми словами, подготовки. В фондах Русского музея хранится достаточно работ современных художников, и многие из тех, что представлены на выставке, зрителям ранее не показывали. Что интересно — в экспозицию включили более ранние эксперименты, предвосхитившие некоторые опыты contemporary art: например, виртуозно вырезанное из дерева панно Иоганна Готлиба Шварца «Сетка с рыбой и раком» (1773). Из более близких к нам по времени авторов можно увидеть Игоря Макаревича, Владимира Янкилевского, Анатолия Белкина, Илью Кабакова, Гришу Брускина, Валерия Кошлякова и других именитых художников, работы которых наглядно показывают, что такое объект, инсталляция и ассамбляж.
На фотографиях: А.А. Дейнека "У моря", 1957 г., Фото представлено пресс-службой Государственного Русского музея. И.И. Шишкин. "Ручей в березовом лесу", 1883. Фото предоставлено пресс-службой Государственного Русского музея (на анонсе).