От Брюллова до Инфанте. «Культура» о самых интересных выставках октября

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

30.09.2024

От Брюллова до Инфанте. «Культура» о самых интересных выставках октября

Материал опубликован в №9 печатной версии газеты «Культура» от 26 сентября 2024 года.

Второй осенний месяц подготовил для зрителей целую россыпь проектов, причем на этот раз повезет москвичам и петербуржцам.

1. «ВЕЛИКИЙ КАРЛ. К 225-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.П. БРЮЛЛОВА»

Санкт-Петербург, Государственный Русский музей. С 18 октября по 12 мая 2025

Карл Брюллов был самым европейским из русских живописцев: уехавший в Италию после окончания Императорской Академии художеств, он буквально влюбился в страну, дышавшую античностью. Именно здесь он написал свое знаменитое полотно «Последний день Помпеи», прославившее его имя по всей Европе: картиной восхищались зрители Рима и Милана, на Парижском салоне автору присудили золотую медаль. Произведение с восторгом приняли и на родине художника — оно буквально ушло в народ. Вероятно, причина заключалась в том, что Брюллов сделал своими героями не отдельного персонажа, а людские массы; к тому же человеческая трагедия, выдвинутая на первый план, никого не оставляла равнодушным. Вот как откликнулся, например, Николай Гоголь: «Нам не разрушение, не смерть страшны; напротив, в этой минуте есть что-то поэтическое, стремящее вихрем душевное наслаждение, — нам жалка наша милая чувствительность, нам жалка прекрасная земля наша». Совсем недавно шедевр Брюллова прошел комплексную реставрацию, чтобы предстать на выставке в Русском музее, посвященной знаковой дате — 225-летию со дня рождения Великого Карла, как называли художника современники. Зрителям также покажут созданные Брюлловым портреты — как известно, мастер был виртуозным портретистом. Готовят и премьеру: в экспозицию будет включен запрестольный образ для домовой церкви графа Николая Адлерберга «Христос во гробе» — недавнее открытие искусствоведов. Ретроспектива обещает быть грандиозной: всего покажут около 160 полотен и 200–250 акварелей и рисунков.

2. «НОВОЕ ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ»

Москва, Музей русского импрессионизма. С 24 октября по 26 января 2025

Музей русского импрессионизма вновь готовит выставку, посвященную необычной теме. На этот раз в фокусе внимания — творческое объединение «Новое общество художников», существовавшее в Петербурге в 1903–1917 годах. НОХ не получил широкой известности, как знаменитый «Мир искусства»; его представители не тяготели к символизму, как художники «Голубой розы», или к радикальным экспериментам, как авангардисты из «Ослиного хвоста». «Новое общество художников» ориентировалось скорее на неоклассицизм и неоакадемизм, а заодно пыталось решить важную задачу — способствовать продвижению молодых художников. При этом нравы царили демократичные, и в выставках участвовали диаметрально противоположные авторы — например, Александр Бенуа и Василий Кандинский. За 14 лет существования общества было организовано 10 выставок, в том числе посмертная экспозиция Михаила Врубеля. В залах Музея русского импрессионизма можно будет увидеть работы Александра Бенуа, Евгения Лансере, Николая Крымова, Александра Головина, Владимира Щуко, а также Константина Богаевского — одного из членов учредителей общества. А названия разделов — «Четки», «Камень», «Киммерийская весна», — взятые из знаменитых поэтических сборников той эпохи, наполнят выставку литературным ароматом Серебряного века.

3. «ФРАНС СНЕЙДЕРС И ФЛАМАНДСКИЙ НАТЮРМОРТ XVII ВЕКА. КАРТИНЫ И РИСУНКИ ИЗ МУЗЕЕВ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ РОССИИ»

Москва, ГМИИ имени А.С. Пушкина. С 8 октября по 26 января 2025

Выставка фламандского натюрморта заслуженно стала весеннее-летним хитом Эрмитажа. Не только из-за эффектного содержания — хотя сочная снедь и пышные букеты впечатляют даже современного зрителя, привыкшего к головокружительным спецэффектам. Не менее удивительной оказалась и сама архитектура выставки: дизайнеры Эмиль Капелюш и Юрий Сучков насытили пространство барочными элементами и превратили главный зал в улицу воображаемого Антверпена. Получилось как минимум зрелищно, да и сами натюрморты можно было разглядывать часами — благодаря создателям выставки, предложившим расшифровку старинных произведений, в частности, изображенных аллегорий. Например, плод с червоточиной на картинах фламандцев напоминает о бренности жизни, а красная роза символизирует капли крови Христа. Теперь пришла очередь москвичей любоваться мастерами фламандского натюрморта, в том числе работами Франса Снейдерса — одного из главных представителей этого жанра эпохи барокко. Правда, у готовящегося проекта (куратор — Вадим Садков) акценты, скорее всего, будут расставлены иначе. Пока известно, что нам покажут основные этапы развития фламандского натюрморта, представят рисунки, служившие подготовительным материалом для создания грандиозных полотен, а также коснутся темы трехсотлетней истории коллекционирования фламандской живописи в России.

4. «АРХИТЕКТУРА ГОВОРИТ. К 90-ЛЕТИЮ МУЗЕЯ АРХИТЕКТУРЫ ИМЕНИ А.В. ЩУСЕВА»

Москва, Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. С 9 октября по 26 января 2025

Музей архитектуры в этом году отмечает круглую дату — 90 лет. Созданный в 1934 году как Музей архитектуры Академии архитектуры СССР, он стал первым музеем в мире, посвященным этому виду искусства. В его названии неслучайно стоит имя Алексея Щусева: выдающийся архитектор был одним из самых ярких пропагандистов и сторонников музея. При нем институция переехала в усадьбу Талызиных, в которой располагается и поныне, а сам Щусев занял пост директора. В новейшее время золотой век Музея архитектуры связывают с именем Давида Саркисяна, руководившего институцией в 2000–2010 годы и стойко боровшегося за сохранение исторического наследия. За прошедшие десятилетия в музейных фондах скопились разнообразные экспонаты: от фотографий, чертежей и макетов — например, нереализованного проекта Большого Кремлевского дворца Василия Баженова — до фрагментов утраченных зданий. На грандиозной юбилейной выставке можно будет увидеть более 500 предметов. Саму экспозицию посвятят архитектуре, которую обещают представить с восьми ракурсов: в частности, как идею и как материал, как город и как интерьер, а также как объект рисования и фотосъемки.

5. «ПЕРЕДВИЖНИКИ»

Москва, Государственная Третьяковская галерея. С 30 октября по 6 апреля 2025

Новое здание Третьяковской галереи приняло первых гостей еще в мае, однако первая выставка откроется здесь в конце октября. Уже известно, что она будет посвящена передвижникам — художникам, ставшим самым ярким явлением русского искусства последней трети XIX века. История «Товарищества передвижных выставок» ведет отсчет с «Бунта четырнадцати» — когда 14 лучших выпускников Императорской Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль. Причина заключалась в том, что им не разрешили самостоятельно выбрать сюжет для картины: молодые авторы черпали вдохновение в современной жизни, а им предлагали выхолощенные мифологические темы. В итоге 14 бунтарей во главе с Иваном Крамским вышли из состава академии.

Это решение коренным образом изменило лицо российского искусства. Сначала Крамской и его товарищи организовали первую в России «Артель художников»; через семь лет ей на смену пришло «Товарищество передвижных выставок», просуществовавшее около полувека. В число передвижников входили лучшие мастера эпохи: Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Василий Суриков, Николай Ге, Исаак Левитан, Василий Поленов... Выступавшие против закостенелого академизма, мечтавшие сблизить искусство и жизнь, они сами впоследствии попали под огонь критики молодых поколений: их обвиняли в излишней литературности и дидактичности. Однако, как ни крути, Павел Третьяков отдавал предпочтение именно работам передвижников: он материально поддерживал художников, более того — многие картины были написаны по его заказу. Сегодня эти произведения составляют золотой фонд Третьяковской галереи, так что решение посвятить им первый проект в новом пространстве выглядит совершенно логичным: тем более что Третьяковка уже 50 лет не делала больших выставок передвижников. Зрителям обещают показать не только шедевры, но и малоизвестные работы, а также архивные документы.

6. «НЕБЕСНЫЕ АРТЕФАКТЫ»

Москва, ДК «ГЭС-2». До 12 января 2025

Франциско Инфанте-Арана — легенда отечественного кинетического искусства и лэнд-арта. Свои первые инсталляции на открытом воздухе он сделал еще в 1968 году — вместе с постоянным соавтором, супругой Нонной Горюновой. Геометрические формы искусно внедрялись в природные ландшафты: так рождались удивительные визуальные эффекты — задолго до изобретения графических редакторов вроде фотошопа. Надо сказать, семья Инфанте славится талантами, и одним из достойных представителей творческой династии стал сын художников Платон Инфанте, работающий в области видео и мультимедиа. Нередко они выступают вместе — например, в проектах Музея AZ. Одна из создательниц институции, Полина Лобачевская, выступила куратором нынешнего проекта в Доме культуры «ГЭС-2», представляющего инсталляцию «Небесные артефакты» отца и сына Инфанте. Легкие ажурные своды ГЭС-2, обновленные знаменитым архитектором Ренцо Пьяно, вступают в диалог с арт-объектами, изначально созданными для природных просторов. Всего здесь восемь объектов: прежде всего это знаменитые работы Франциско Инфанте, придуманные для разных локаций, от Подмосковья до Катара, — для московского проекта они были увеличены в масштабах. Кроме того, одна кинетическая конструкция была изготовлена Платоном Инфанте специально для ГЭС-2. Эти сверкающие, отражающие свет конструкции будто выстраивают вертикаль, соединяющую зрителя с высшими сферами, причем художнику отводится роль медиума или гонца, доносящего до нас послания небес.

7. «СОТВОРЕНИЕ МИФА»

Москва, Фонд культуры «Екатерина». До 17 ноября

В доисторическую эпоху миф проживался, а не рассказывался: он был реальностью, слитой с жизнью, и разделялся всеми членами общины. Со временем произошла десакрализация мифа, выродившегося в рассказ и во многом потерявшего свои священные свойства — именно так, в качестве литературных сюжетов, воспринимают мифы Древней Греции нынешние школьники. Тем не менее потребность в мифотворчестве и мировосприятии никуда не делась — правда, перекочевала в область творчества. Художники, в том числе представители современного искусства, творят свой личный миф и создают уникальные, особенные миры, приглашая зрителя войти в это пространство. Выставка, объединившая более 80 авторов, дает возможность получить подобный опыт. У Ильи Кабакова — своя мифология, отсылающая к образу советской коммуналки. У Тимура Новикова, Георгия Гурьянова, Егора Острова, Ольги Тобрелутс — совершенно иная, ориентированная на классические, даже античные образцы, и в то же время отталкивающаяся от реальности 90-х с ее клубной культурой и свободой от официоза. Представлено и более молодое поколение авторов — от Егора Кошелева до Ирины Петраковой. И каждый из них приглашает зрителя в свою собственную, ни на что не похожую вселенную.

8. «DISEGNO. ИТАЛЬЯНСКИЕ ГРАВЮРЫ И РИСУНКИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА И МАНЬЕРИЗМА»

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. С 16 октября по 2 февраля 2025

Государственный Эрмитаж готовит проект, посвященный графике. Итальянское слово il disegno означает не просто «рисунок», а план, намерение, лежащее в его основе и предшествующее работе в материале. Теоретики Возрождения различали «рисунок внутренний» и «рисунок внешний». Про первый писал, в частности, художник эпохи итальянского маньеризма Федерико Цуккаро в своем трактате «Идея живописцев, скульпторов и архитекторов»: «Прежде всего я скажу, что рисунок не есть ни материя, ни тело, ни свойство какой-либо субстанции, но что он — форма, идея, порядок, правило или предмет интеллекта, в котором выражены понятые вещи». Выставка, представляющая итальянскую графику XV–XVI веков, покажет зрителям, какие формы внутренний рисунок принимал в творчестве художников эпохи Возрождения и маньеризма. Публика сможет увидеть как раннюю графику, так и художников школы Рафаэля; кроме того, в экспозиции будут представлены маньеристическая гравюра и рисунок, а также венецианская школа.

К. Брюллов. "Последний день Помпеи", 1833, предоставлено пресс-службой Государственного Русского музея (на анонсе); Михаил Клодт фон Юргенсбург "На пашне", 1871/Третьяковская галерея (основная фотография).