Эмиграция отменяется: выставка «Шпалерный зал. Возвращение» в Российском фонде культуры

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

01.09.2021

Эмиграция отменяется: выставка «Шпалерный зал. Возвращение» в Российском фонде культуры

В здании РФК на Гоголевском бульваре показывают искусство, вернувшееся на родину.

«Я унес Россию», — вслед за Романом Гулем так мог бы сказать любой представитель первой волны русской эмиграции. Так и «уносили» ее после революции — по крупицам. В рукописях, картинах, воспоминаниях. Стараясь сохранить «блистающий мир, казавшийся особенно ярким после того, как один удар истории разом уничтожил его», — писал Набоков. Ведь белоэмигранты в большинстве своем были уверены, что Советский Союз имеет к России такое же отношение, как Турция к Византийской империи, — всего лишь географическое совпадение, не более.

Только в перестройку изгнанная Россия начала возвращаться — не в лице людей, но произведений искусства, мемориальных предметов, автографов. Возвращалась она благодаря созданному в 1986 году Советскому фонду культуры, впоследствии ставшему Российским. Это и была основная задача организации — поиск и возврат культурных ценностей. На призыв академика Лихачева, председателя правления фонда, вернуть на родину сбереженные реликвии, откликнулись многие соотечественники за рубежом, да и граждане СССР тоже. Свою роль сыграла поддержка первых лиц государства (членом правления фонда была Раиса Горбачева), общественный резонанс и рожденный на волне перестройки энтузиазм.

В результате в Фонд культуры стали поступать дары со всего мира — за годы работы организации было получено более 130 тысяч предметов. Причем уникальных. «Я человек не завистливый, — говорит главный хранитель РФК, куратор выставки Ольга Землякова, — но когда смотрю документы тех лет — рыдать хочется. Фонду дарили письма Пушкина, Чайковского, архивы Бунина, Шмелева, работы Бенуа, Левитана, Серебряковой... За каждым именем — история». Среди прочих даров — переписка Николая I, рукописная книга XVII века «Апокалипсис» и иконы XV столетия, некогда хранившиеся в Софии Новгородской. Реликвии фонд передавал в музеи и библиотеки — в Эрмитаж, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, Третьяковскую галерею, Исторический музей, Госархив.

Небольшая часть коллекции осталась и в самом фонде. Экспонаты из нее — около 300 предметов — и показывают на выставке «РФК. Шпалерный зал. Возвращение». Эти реликвии когда-то прибыли в качестве даров из Америки, Канады, Чили, Аргентины, Франции, Бельгии, ЮАР, Китая. Вот, например, неожиданные крошечные миниатюры Айвазовского: «Утро», «День», «Вечер» — они сохранились в семье внука художника, жившего в эмиграции в Сербии. Показана и шуточная фотография мариниста — на ней мастер пишет очередной морской пейзаж. На первый взгляд, ничего особенного, но присмотревшись, обнаруживаешь, что пейзаж подлинный, написанный маслом, — он просто наклеен на фотографию. Живописец вообще был с чувством юмора. «Однажды Иван Константинович отмечал юбилей, — рассказывает Ольга Землякова. — На праздничном обеде он сказал гостям: «Простите, не успели приготовить десерт». Только он это произнес, как открылись двери и торжественно внесли тарелки — а на каждой из них маленькая живописная работа...»

Морскую тематику продолжают инкрустированные слоновой костью табакерки с изображением русских кораблей. Эти экспонаты наши моряки преподнесли своей покровительнице, великой княжне Ольге Константиновне, впоследствии ставшей греческой королевой.

Особое место на выставке занимает коллекция общества «Родина», переданная Российскому фонду культуры. «Родина» была создана в Америке, в Нью-Джерси, в 1953 году русскими офицерами-изгнанниками и со временем стала одним из крупнейших хранилищ российских исторических предметов, сбереженных эмигрантами. Многие дарители, жертвовавшие обществу экспонаты, желали, чтобы предметы эти возвратились на родину настоящую — после освобождения ее от «оков коммунизма». Оковы пали, и коллекция вернулась. Теперь в стенах фонда можно увидеть прижизненные портреты российских императоров. Некоторые из них канонические, например, Николая I и Николая II, служившие основой для портретов во всех присутственных местах империи. Тут же и коронационное меню 1896 года по рисунку Васнецова — последний такого рода документ в истории России.

С парадными царскими портретами соседствует камерный раздел, посвященный мирискусникам. Вот толстощекая «Катька» с папиросой во рту кисти Бориса Такке — «прозеванного гения», забытого и заново открытого. «Мы с коллегой первые увидели эту работу в частном архиве, — вспоминает Ольга Землякова. — Владелица долго сопротивлялась, но потом все-таки показала нам одну из работ Такке. Мы увидели незаурядный талант художника. Стали гадать, как он мог ускользнуть от внимания искусствоведов.

Оказалось, почти все свои ранние работы Такке уничтожил или перепрятал — боялся репрессий. «Катьку», например, нашли в рулоне под шкафом... Она, кстати, создана по мотивам поэмы «Двенадцать». У Такке в дневнике есть запись: перед смертью Блок приехал в Москву, зашел к художнику в мастерскую на Пречистенке и, рассматривая девицу на картине, сказал: «Да это моя Катька...»

Помимо Бориса Такке, в Российском фонде культуры показаны работы Сергея Судейкина, венгерского экспрессиониста Хуго Шайбера (здесь можно увидеть «Двух женщин» — самую известную его работу, когда-то фигурировавшую на советских почтовых марках), а также театральные эскизы Мстислава Добужинского и Леонида Браиловского. Работы двух последних художников подарены коллекционером Евгением Климовым, эмигрантом, жившим в Канаде и преподававшим русское искусство. Климов передал Российскому фонду культуры 15 работ Бенуа, а еще Сурикова — портрет Елизаветы Шаре, жены художника, представленный на выставке. «В правом нижнем углу дочерью Сурикова Ольгой Кончаловской написано: «Я подтверждаю, что это работа моего отца», — рассказывает Ольга Землякова. — А на обороте можно прочесть всю историю страны: сначала принадлежала доктору Трояновскому, лечившему многих художников, в том числе Серова и Левитана, и собравшего большую коллекцию русской живописи. Потом работа перешла к коллекционеру Раппопорту, затем к немецкому банкиру. Уже в Германии ее купил Евгений Климов, увез в Канаду, откуда она вернулась к нам, в Россию». Рядом с Суриковым на выставке и прочие классики Айвазовский (не только миниатюрный, но и канонический), Нестеров, Коровин, Константин и Владимир Маковские, ранний, импрессионистический Бродский...

Наряду с живописью в Фонде культуры представлены прикладные предметы: русский серебряный столовый набор, присланный в дар из Китая, ручники с гербом, тарелки, принадлежавшие Романовым, — с двуглавыми орлами, с голубыми каемочками и без. А еще веер и сумочка, по преданию, великих княжон Ольги и Татьяны, шелковый платок с изображением императрицы Александры Федоровны, подлинные фотографии и рамки из царской семьи... Или, например, коронационные кружки Николая II, те самые «кубки скорби», за которые давились на Ходынском поле, — предвестники конца целой эпохи. Предметы, рассказывающие историю страны. Россия, вывезенная и возвращенная.

Фото с сайта Фонда культуры www.rcfoundation.ru, предоставлены Фондом культуры