Гнем свою линию

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

12.12.2018

Московская галерея ARTSTORY представляет проект «Гамарджоба!» грузинской художницы Кети Мелкадзе. Из простого материала — проволочной сетки — Кети создает воздушные скульптуры и рельефы, грустные и смешные. В Грузии ее творчество широко известно, хотя мастер, филолог по образованию, к изобразительному искусству обратилась всего четыре года назад.

Кети не рискнула отправить произведения самолетом — везла на автобусе через четыре границы. Многие масштабные вещи создавала прямо в галерее. Здесь есть арт-резиденция, где художники могут жить, работать, готовиться к выставкам. Вообще, как признается художница, сетка — материал сложный: хрупкий и одновременно очень жесткий. Поцарапаться — секундное дело, тем более, Кети принципиально не надевает перчаток. Мастер шутит: «Каждый день 15–20 раз беру «анализ крови». Но если об этом думать, ничего не получится». Главные инструменты — руки, а также кусачки и ножницы.

— Работаю по 12–14 часов, иногда выходит 16, — рассказывает Кети. — Близкие смеются: мол, нужно найти няню, чтобы та кормила меня с ложечки, а то обо всем забываю. Пока делаю скульптуру, ничего не чувствую. Даже не замечаю, когда идет кровь. Иногда только вижу — сетка грязная. Понимаю, поранилась.

На вопрос, как приходят идеи, Мелкадзе отвечает:

— На выставке есть картина, написанная маслом: ребенок держит в руках камеру и смотрит в объектив. Это автопортрет — я очень любознательна. Каждая новая вещь — своеобразный вызов, она сначала должна быть готова в голове. Отдельная задача — сама конструкция. Некоторые авторы, использующие сетку, сооружают металлический каркас, а я его не люблю. Хочу, чтобы скульптура была прозрачная, воздушная. Вот «Путешественник»: мужчина опирается на зонт, который фактически держит всю фигуру. В другой раз создавала жирафа. Понятно, что голову не «задерешь» без каркаса. Зато можно наклонить ее к земле, словно он что-то нюхает. Получилась пятая точка опоры.

Специально для гостей галереи художница устроила мастер-класс. Посетители попробовали «вылепить» человеческое лицо. «Первое лицо, которое я сделала, в длину было 40 сантиметров. А самое маленькое — всего полтора», — вспоминает Мелкадзе.

Ее руки легко сминают тугую сетку, и за несколько минут появляется выразительный профиль. Зрители пытаются следовать инструкциям — с переменным успехом. Зато второе задание — цветок — многие выполняют с блеском.

— Что сложнее сделать? — смеется Кети. — Не знаю. Мне все легко.

Ее проволочные творения — это и огромный, растянувшийся на «бревне» лев с пушистой гривой, и крошечные пингвины. Художница признается в любви к братьям нашим меньшим, порой более разумным, чем люди. Тот же посыл характерен и для живописных произведений. Вот картина «Друг на время (За что?)» (2018): изображение грустного пса, оставленного хозяевами. Притчевая интонация присутствует и в работах с человеческими персонажами. Скажем, в рельефе «Выбор» (2018), где кусок выломанной тюремной решетки превращается в крест. Другой пример — «Любовь сильней» (2017): бык надвигается на девочку, а та смотрит на него спокойно и бесстрашно. Многие творения посвящены детям: в скульптурной композиции «Верный друг» (2018) пес приносит рогатку хулигану-хозяину, поставленному в угол. Или гимн родительской любви: маленькая девочка крепко обхватила папину ногу («Папина дочка», 2018). Есть здесь и мальчик в боксерских перчатках, на полу — футляр от скрипки («Детство маэстро», 2018). Это посвящение Владимиру Спивакову. В юные годы будущему дирижеру приходилось отбиваться от хулиганов, в итоге помогла секция бокса — Владимир Теодорович даже получил второй разряд. Кети подарила творение мэтру. После выставки оно займет место в его коллекции.

Одна из центральных работ экспозиции — «Гамарджоба» — женские руки, раскрытые для объятий. Название — знаменитое грузинское приветствие, которое буквально переводится как «Победа тебе». По замыслу Кети, вся выставка должна стать приветствием российской публике.

— У меня были приглашения из Европы и Азии, но прежде всего хотела в Москву. Чтобы приехать и сказать: я вас очень люблю. Мы, грузины, вас любим. Есть те, кто сеет раздор, но в целом люди везде добрые и хорошие. Всех приглашаю к нам, обещаю встретить и показать настоящую Грузию.