Вагончик тронется, Лабас останется

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

06.12.2013

Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина показывает небольшую подборку акварелей Александра Лабаса

Поводом для открытия выставки стала презентация книги «Лабас», написанной искусствоведом Наталией Семеновой для серии ЖЗЛ. Включившая в себя много репродукций, биография является еще и попыткой передать исторический контекст, дух эпохи. 

Впрочем, главная приманка выставки — две крайне похожие картины: «Поезд идет (Поезд из Москвы)», созданная Лабасом в 1928 году, и «Поезд идет», вариант 1929 года. Первая из них экспонировалась в Нью-Йорке, где и была продана, после чего затосковавший автор попытался написать ее копию. 

Кинематографичный образ идущего поезда, выполненный на кремовом фоне, напоминающем цвет березовой коры (она-то, по воспоминаниям, и вдохновила художника), оказался воссоздан не идентично. Недаром Лабас, как говорят, считал утраченный вариант более удачным. Зритель же, рассматривая впервые встретившиеся на одной площадке работы, может вынести свой вердикт. А заодно решить — принять или отвергнуть объявленный в свое время «формалистским» частный взгляд на советскую жизнь, проступающий в лирических акварелях Александра Лабаса.