06.12.2013
Поводом для открытия выставки стала презентация книги «Лабас», написанной искусствоведом Наталией Семеновой для серии ЖЗЛ. Включившая в себя много репродукций, биография является еще и попыткой передать исторический контекст, дух эпохи.
Впрочем, главная приманка выставки — две крайне похожие картины: «Поезд идет (Поезд из Москвы)», созданная Лабасом в 1928 году, и «Поезд идет», вариант 1929 года. Первая из них экспонировалась в Нью-Йорке, где и была продана, после чего затосковавший автор попытался написать ее копию.
Кинематографичный образ идущего поезда, выполненный на кремовом фоне, напоминающем цвет березовой коры (она-то, по воспоминаниям, и вдохновила художника), оказался воссоздан не идентично. Недаром Лабас, как говорят, считал утраченный вариант более удачным. Зритель же, рассматривая впервые встретившиеся на одной площадке работы, может вынести свой вердикт. А заодно решить — принять или отвергнуть объявленный в свое время «формалистским» частный взгляд на советскую жизнь, проступающий в лирических акварелях Александра Лабаса.