Игра в Дали

Александр ПАНОВ

26.10.2013

из собрания Московского музея современного искусства и показ легендарного фильма Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали «Андалузский пес».

Сборник статей, выпущенный «Прогресс-Традицией», — это не традиционный альбом с аннотациями (хотя репродукции картин и скульптур, а также архивные фотографии имеют место быть), но научное издание, которое читается не менее увлекательно, чем какой-нибудь «Код Да Винчи». 16 искусствоведов, культурологов, историков архитектуры и театра, а также примкнувший к ним художник (печатаются стихи и газетные рецензии молодого Дали), пытаются заставить по-новому взглянуть на творчество «одного гения». Отстраненно, издалека — но одновременно всматриваясь пристально и въедливо.

Дали — мастер саморекламы, культовая, а точнее попсовая фигура. Говорить о нем в арт-сообществе — признак дурновкусия. Но в этой книге об эпатажных выходках маэстро рассуждают как об «играх всерьез» (Светлана Батракова). А определение Дали как «пламенного консервативного новатора» в изысканном эссе Александра Якимовича заставляет взять сборник в руки. И перелистать бесчисленные каталоги. Или даже отправиться в дом-музей в Фигерасе.