Красота, созданная руками народа

Наталья КРОЛ

04.02.2025

Красота, созданная руками народа

До 10 февраля в Гостином дворе работает Пятая художественно-промышленная выставка «Уникальная Россия 2025».

Тема традиционных ценностей, важности поддержания национальных скреп не будет казаться данью формальным идеологическим установкам, если в ближайшие дни хотя бы на пару часов заглянуть в Гостиный двор и увидеть все представленное на этой площадке. А главное, почувствовать тот интерес, который испытывают люди к изделиям народных мастеров, креативной индустрии. В этом году свое искусство на этой площадке представляют около 4000 участников из 70 регионов России. Каждый желающий может обойти 10 тыс. кв. метров, плотно заставленных стендами производителей и убедиться: народное искусство живо. К обеду первого дня работы выставки посетителей было столько, что для проникновения внутрь Гостиного надо было приложить определенные физические усилия.

Председатель президиума Ассоциации организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции» Сергей Коломийцев отмечает, что «Уникальная Россия» — крупнейшая выставка традиционных искусств и креативных индустрий. В ходе ее работы происходит три смены экспозиции, посетителей ждет множество сюрпризов. К их числу г-н Коломийцев относит новую коллекцию изделий кузнецов, экспозицию Гжели. Из Федоскино на выставку прибудут образцы из частных коллекций — то, что сегодня невозможно увидеть даже в музеях. Директор выставки Валерий Богомолов объяснил, что работе организаторов помогает Министерство промышленности и торговли РФ, предлагая производителям принять участие в мероприятии. Но главный стимул для них — показать свои шедевры, их красоту, что, конечно, пробуждает любовь к нашей стране и интерес к ее возможностям.

Центральный стенд, где состоялось общение организаторов с прессой, посвящен 325-летию Российской пробирной палаты, более трех столетий ведущей контроль и оценку изделий из золота и серебра. Куратор исторической части экспозиции выставки-форума Галина Ананьина показала образцы ювелирных изделий, выполненных в уникальной технике гильошированной эмали, считающейся одной из самых эффектных и сложнейших. Таким способом работы с драгоценным металлом владеют только в России.

В этом году, напомнил Алексей Комаров, руководитель выставочного отдела Ассоциации «Наследие и традиции», отметят свои юбилеи несколько известных в России и мире народных промыслов: 230 лет исполняется Федоскинской лаковой миниатюре, 200 лет Жостовской росписи подносов, 135 лет первой Матрешке, 210 лет Златоустовской гравюре на стали. Масштабную площадь занимает и стенд Торжокской фабрики золотого шитья. Ремесло насчитывает 150-летнюю историю, и сегодня фабрика выпускает 5 тыс. видов продукции. На ней трудятся 2000 человек, рассказал ее директор Олег Иванов. Сколько по времени нужно учиться, чтобы овладеть искусством вышивки по золоту? На этот вопрос г-н Иванов ответил: «Всю жизнь. Да вы приезжайте к нам в Торжок, сами все увидите». В экспозиции с названием «130 лет на службе у государства» фабрика представила платье Екатерины Второй, расшитое золотыми нитями.

Надо сказать, что и костюмы выступающих перед публикой артистов явно являются продукцией не массового производства, а результатом работы уникальных художественных мастерских.

— Вы из какой эпохи? — интересуюсь у прекрасных кавалеров в кудрявых париках, атласных панталонах и исторических сюртуках, украшенных кружевом.

— Из XVIII века, эпохи Петра Первого, — говорят мне участники стенда с названием «Театр исторической миниатюры». — Приглашаем вас на Масленицу в ландшафтный парк «Митино». Скоро будем там выступать.

Останавливаюсь у небольшого стенда «Феникс дизайн» с коврами. Искусство ковроткачества Дагестана здесь представляет Саид Гаджиев. Удивительные по красоте работы приезжают на выставку уже в пятый раз. «Здесь атмосфера хорошая, поэтому сюда ездим, — говорит г-н Гаджиев. — Завтра моя жена привезет сюда станок, будет показывать посетителям, как мы производим ковры, тканые и ворсовые».

Резчик по кости Михаил Дашцэрэн из Волгоградской области показывает свои изделия. В его коллекции есть фрагменты скелетов древних животных, есть выполненные им с помощью резьбы и вощения сувениры из кости. Практика его участия в современных и отечественных выставках длится долгие годы. Среди его клиентов — музеи, частные коллекционеры и профессиональные эксперты. Для поддержания интереса со стороны обычной публики Михаил изготовляет миниатюрные брелоки в форме древних ящеров и трицератопсов.

— Сырьевой базой для ювелиров, работающих с янтарем, на 90 процентов является Калининградская область, — у ювелирного стенда объясняет мне Игорь Мухин из Светлогорска. В миниатюрном павильоне он предлагает и свои собственные работы, и работы своих коллег. За небольшим столом с какими-то отрешенными улыбками рассматривает отобранные образцы молодая пара из Китая. Турист по имени Ман Ли рассказывает о том, что мода на янтарь, который в Китае называется мила, возникла 30 лет назад и до сих пор не утрачивает своей актуальности.

— Сколько изделий вы уже выбрали? — спрашиваю покупателей.

— Пока только два, — Ман Ли с некоторой осторожностью смотрит на жену. Купив себе бусы и браслет, она демонстрирует через смартфон новые и новые янтарные украшения подругам. Эту моду на янтарь в Китае мастер Мухин объясняет по-своему: по легенде, Будда держал в своих руках семь поделочных камней, в том числе и янтарь. Именно поэтому у представителей Поднебесной особое к нему отношение.

Легкие гастрономические запахи, несомненно, привлекут внимание любителей кулинарных изысков. Образцы приехали в Гостиный из разных уголков России. Производитель сыра щедро угощает посетителей пробниками разных марок своей продукции.

— Видите этот сыр? Это грюйер. Попробуйте. У него есть своя особенность. Родина его производства — Швейцария.

— А вы откуда?

— Из Казани. Продукт выполнен в соответствии со швейцарской рецептурой.

Мелхаз Амедашвили из Грузии участвует в выставке пять лет — столько, сколько она существует. Он представляет как ювелирные изделия из полудрагоценных камней, так и декоративные натюрморты, причем в их рамах не живописные панно, а композиции из металла. Его представительница тоже говорит об особой атмосфере на этой выставке. И о капризах спроса, потому что каждый год он демонстрирует свои причуды: иногда очень большим спросом пользуются картины, иногда ювелирные украшения.

В вихре художественного разнообразия на площадке Гостиного легко потерять голову и, попав под обаяние эстетических эффектов, приобрести что-то необыкновенное, но совершенно ненужное. Например, ретрошляпку — с перьями, мехом, немыслимой формы и цвета. «Красота — это страшная сила», — вспоминаю я слова одной героини из отечественной киноклассики. Можно и перефразировать: красота — это сила! Особенно, созданная руками народа.

Фото: Сергей Карпухин/ТАСС