В ожидании реставрации: как на наших глазах погибает памятник древнерусского зодчества

Анна КАРДАКОВА, Юрьев-Польский

13.08.2021

В ожидании реставрации: как на наших глазах погибает памятник древнерусского зодчества

Материал опубликован в № 4 печатной версии газеты «Культура» от 29 апреля 2021 года в рамках темы номера «Культурное наследие: новый ресурс для развития России».

Белокаменный Георгиевский собор в Юрьев-Польском — один из немногих оставшихся храмов домонгольской Руси — эксперты называют жемчужиной древнерусской архитектуры. Однако об уникальном памятнике многие туристы, приезжающие в соседние Суздаль, Владимир, Переславль-Залесский, даже не подозревают.

— Над порталом можно увидеть пешего Георгия Победоносца: это покровитель нашего города, — рассказывает директор Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея Светлана Борисова, с которой мы стоим у Георгиевского собора. — На гербе Москвы изображен всадник, поражающий копьем змия. А у нас он в правой руке держит копье, в левой — щит с барсом, символом власти. Также на фасаде есть 66 львов — причем совершенно разных... А слоника видите?

Вживую собор выглядит иначе, чем на фотографиях, — ниже и даже приземистее. Внимательно вглядываюсь в плотную белокаменную вязь: китоврасы, грифозмеи, длиннохвостые сирены... Но где же слон? Директор подсказывает — диковинный зверь притаился слева от входа, над одной из полуколонн. Мастера XIII века, никогда не видевшие слона вживую, изобразили его с заячьими ушами и длинными когтями.

Белокаменный собор в Юрьев-Польском — один из самых знаменитых «неизвестных» памятников. Построен внуком Юрия Долгорукого, великим князем Святославом Всеволодовичем в 1230–1234 годах. Его уникальной особенностью является белокаменная резьба, покрывавшая храм целиком, включая барабан. В XV веке произошла трагедия: обрушились своды и частично фасады. По приказу великого князя Ивана III мастер Василий Ермолин в 1471 году восстановил храм, однако белокаменные композиции оказались перепутаны. В итоге даже остались «лишние» фрагменты.

Большинство ученых считают, что храм изначально не был приземистым — наоборот, поражал гармонией и стройностью. Главным мастером — не только заказчиком и вдохновителем — некоторые ученые считают великого князя Святослава Всеволодовича. Расшифровкой скульптурно-иконографического текста еще в 1909 году занялся академик Константин Романов. Позже проблемой заинтересовался легендарный реставратор Петр Барановский, посвятивший изучению рельефов сорок лет. Ученым прошлого приходилось нелегко — резные камни обмеряли вручную, при помощи самых простых инструментов. Теперь же с помощью современных технологий — вроде трехмерного сканирования и 3D-печати — можно создать максимально полный каталог фасадных камней Георгиевского собора. Этой цели посвящен некоммерческий научный проект «Время собирать камни». Руководитель проекта архитектор-реставратор Сергей Карташов рассказал «Культуре»:

— Сохранилось примерно 90 процентов камней, поэтому вполне реально собрать процентов 60–70 тех сюжетов, которые первоначально украшали фасад. Чтобы сделать научный каталог, мы пригласили археологическую лабораторию АНО «Археолаб», они помогают нам сканировать камни. Каждый весит 50 килограммов: его нужно вытащить на улицу в специальную палатку, отсканировать, отнести назад. Мы делаем трехмерную модель и с помощью 3D-принтера получаем точный слепок. Вживую бывает сложно разглядеть резные изображения — многие камни битые, заросшие мхом, плесенью, с замазками реставраторов. Наши модели дают представление о том, как они выглядели на самом деле. Удалось отсканировать 42 камня, потом началась пандемия. Теперь собираемся продолжить работу, но на это необходимы средства. Мы уже два года занимаемся проектом за свой счет, проводили краудфандинг. Если будут отсканированы все камни, возможно, однажды получится собрать «пазл».

Но воссоздать композиции, украшавшие фасад собора, — дело будущего. А пока нужно спасти сам храм, который разрушается.

— Юрий Долгорукий строил этот город как крепость, на берегу реки. Были вырыты регулировочные пруды, продумана гидротехническая оборонная система, — поясняет Сергей Карташов. — Сегодня все разрушено: на реке построена плотина, которая подняла уровень воды. Пруды засыпаны, как и родник, питавший ров. Несколько лет назад вырубили деревья вокруг храма, а ведь их корни оттягивали влагу. Фундаменты собора находятся в воде уже много лет. Стены всасывают ее как губка, минеральные соли, находящиеся в воде, разрушают белый камень. Невозможно отреставрировать камень и росписи, не понизив уровень грунтовых вод.

Специалисты едины во мнении: собору срочно требуется реставрация. Сам музей провести ее не в состоянии: Георгиевский собор — памятник федерального значения, который находится в пользовании музея, имеющего муниципальный статус. Нельзя сказать, что проблема игнорируется федеральными властями: попытки отреставрировать храм предпринимались, в частности, в конце нулевых (подрядчиком выступило АО «Владимирреставрация»), но в итоге были признаны неудачными.

— В 2008–2009 годах на южном фасаде проводилась реставрация с агрессивным вмешательством в структуру памятника, — вспоминает художник и фотограф Валерий Близнюк, член Московского союза художников. — Все было покрыто каким-то раствором, образовавшим корку: она якобы должна была сохранить памятник, однако на самом деле отваливалась вместе с резьбой.

В итоге в 2010 году рабочая группа Научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры пришла к выводу, что памятник был поврежден из-за неквалифицированной реставрации. В заключении говорилось: «Результат работ, наблюдаемый на южном фасаде, не выдерживает никакой критики. Портал можно признать утраченным. Остатки резьбы, которые можно было видеть еще год назад, практически уничтожены». В 2014-м была предпринята новая попытка спасти собор. ООО «Архитектподряд» на разработку научно-проектной документации получило почти 9 миллионов рублей, однако реставрация так и не началась.

Специалисты считают, что главная причина «пробуксовки» с реставрацией — несовершенство законодательства. Из-за действия печально известного 44-ФЗ заказчику приходится выбирать в тендере не самых опытных и квалифицированных исполнителей, а самых «бюджетных». В 2019 году вроде бы произошли позитивные сдвиги: тендер на 24,5 миллиона рублей выиграло ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» — организация авторитетная, с давней историей.

— Проект прошел согласование, однако возникли проблемы с экспертизой, — рассказывает реставратор Дмитрий Яковлев, главный архитектор проектов ЦНРПМ. — Насколько я знаю, в ближайшее время будет проведена еще одна. Если все будет согласовано, то дальше будем ждать выделения финансирования и заключения госконтрактов на производство работ. Мне кажется, по срокам реалистичнее смотреть на следующий сезон.

Одна из претензий, выдвинутых специалистами, приславшими замечания на экспертизу, — недостаточная проработка моментов, связанных с гидрогеологией.

— Гидрогеологию нужно сделать в первую очередь, иначе собор продолжит таять, если вообще не провалится под землю, — соглашается Сергей Карташов. — Георгиевский собор нельзя воспринимать как один объем, без его окружения: без реки, крепостных валов, без рвов, которые сейчас засыпаны, без системы прудов — все взаимосвязано между собой.

Дмитрий Яковлев уверил «Культуру»: проблема в проекте проработана:

— Было проведено серьезное исследование. Главная проблема — не грунтовые воды, поскольку они находятся относительно глубоко, а поверхностные, связанные с дождем и таянием снега. Отсутствует нормальный водоотвод с территории вокруг памятника. Если мы сможем отвести талые воды, что предусмотрено проектом, то подземные воды, где есть вредные соли, не будут подниматься и наносить вред памятнику. А пока получается, что «нижняя» вода «стыкуется» с сезонными осадками и дает такой эффект. Ситуация относительно типичная, как в большинстве белокаменных и кирпичных храмов, — плохая организация отвода воды от стен. Понятно, что надо проводить комплексную работу с белым камнем, делать обессоливание: все это заложено в проект. Но обязательно нужно провести комплекс работ по водоотведению и благоустройству. Без этого никакие «компрессы» камню не помогут. Еще важно нормализовать температурно-влажностный режим внутри храма. Мы предлагаем установить электрические теплые полы — по сухой методике, без стяжек. Если что, их легко можно демонтировать. А также планируем сделать специальный подогрев цокольной зоны стен. Это позволит обеспечить просушку не только воздуха, но и самой конструкции. Подобная технология давно применяется в Европе, но у нас пока ее никто не делал.

Фото: www.kelohouse.ru.