Тоска по плевку

Светлана ХОХРЯКОВА

20.04.2012

В подмосковном доме отдыха «Воскресенское» прошла вторая проектно-практическая конференция на тему «Российский кинопрокат — перезагрузка».

Организовали ее Министерство культуры Российской Федерации и Фонд социальной и экономической поддержки российской кинематографии. По оценкам экспертов, средняя заполняемость кинозалов страны на российских фильмах составляет всего 18 процентов. Можно, конечно, построить еще 2–3 тысячи кинотеатров, но завлечь туда зрителя вряд ли удастся.

Сергей Соловьев недавно сказал, что спихнуть инертную махину под названием «прокат» практически невозможно. Сам он угрохал на это десять лет, а результат — нулевой. Сегодня надо в первую очередь обслужить клиента, иначе он больше не придет. А ведь кино всегда было средством общения, о чем мы стали забывать. Когда-то Соловьев получил письмо от зрительницы, посмотревшей его фильм «Спасатель». Ее терпения хватило на 20 минут, после чего она подошла к экрану и плюнула. Какая глубочайшая эмоция! Сегодня о такой зрительской «отдаче» и мечтать не приходится.

Выступавший на конференции Сергей Сельянов вполне оптимистично заявил, что года через три мы сможем говорить об индустрии, чудесное свойство которой в том, что многое она делает сама. Тем не менее главным остается вопрос не денег, а культурного содержания. 90 процентов произведенной у нас продукции — хлам. В США примерно такой же показатель, только средний уровень товара выше. Заслушав данные аналитической компании «Невафильм Research», Андрей Звягинцев мрачно пошутил: «В общем, можно расходиться». Но делать этого не стали и два дня искали ответ на вопрос: как заставить зрителя полюбить российское кино?

Одна из болевых проблем — диктат неразвитого зрителя. Нельзя забывать и о том, что у кино появилось много альтернатив, а сам поход в кинотеатр всей семьей обходится слишком дорого, предполагает помимо высокой цены на билет расходы на попкорн, кока-колу и прочие удовольствия. Зритель боится обмануться. Слишком часто плохие фильмы маскировались под хорошие, что подорвало имидж российского кино. Если в течение трех лет, по мнению кинорежиссера Алексея Попогребского, показывать только хороший продукт, тогда возможно победить недоверие. Для этого требуется «качественно пропеченное на всех стадиях кино». Другое дело, что каждый выпекает по своему вкусу.

Прозвучали предложения — обязать получивших господдержку производителей участвовать в просветительских мероприятиях, выкупать время на телеканалах под кинообразовательные программы, организовывать курсы для зрителей в интернете, ввести уроки кинообразования в учебных заведениях. К примеру, парижские школьники, изучающие киноискусство, поощряются поездкой на Каннский фестиваль. Фильмы, победившие в каннской программе «Особый взгляд», показываются во французских школах. В России есть аналогичный опыт: фонд Константина Хабенского проводит в разных городах театральные уроки с просветительской целью.

Среди пользователей интернета не популярны платные ресурсы. Даже пенсионеры, хоть и не скачивают кино в торрентах, но смотрят его «ВКонтакте». Константин Эрнст поделился опытом Первого канала, разместившего в сети сериал «Краткий курс счастливой жизни». Эксперимент выявил пять миллионов скачиваний. Александр Роднянский призвал пресекать воровство интеллектуальной собственности, которое ничем не отличается от магазинной кражи, и говорил о необходимости прописать это в законодательстве.

«Елену» Звягинцева посмотрело в кинотеатрах порядка 100 тысяч зрителей и 4 миллиона по телевидению. Тем не менее руководители каналов констатировали резкое снижение интереса телезрителей к кинопродукции. Любопытную статистику привел продюсер службы кинопоказа телеканала «Россия» Александр Кушаев. Первую позицию в зрительском рейтинге его канала занял раскрашенный вариант фильма «В бой идут одни старики». «Край» Алексея Учителя — на 59-м месте, «Елена» — на 60-м, «О чем говорят мужчины» — на 77-м. Остальные места разошлись между телефильмами.

Итог двухдневного сидения подвел руководитель Фонда кино Сергей Толстиков, заявивший о необходимости проведения внятной госполитики в области кинематографии. Иначе клубок проблем не распутать.