Широта казанская

Олег ТИХОНОВ, Казань

05.07.2013

Шестого июля в Казани открывается XXVII Всемирная летняя универсиада. Город напоминает сейчас хлопочущую хозяйку за десять минут до прихода гостей. Вроде бы пол чист, стол накрыт и сама нарядилась, но глаз еще натыкается на досадные мелочи, которые нужно молниеносно устранить. И вот она в вечернем платье и с веником в руках носится по квартире, то и дело поглядывая на часы.

Поднялись из руин

К слову, сколько времени осталось до начала состязаний, можно узнать на Часах Универсиады. Они расположились на главной пешеходной улице — Баумана. Конструкция в стиле хайтек напоминает арку из двух огромных сине-белых бумерангов, склонившихся друг к другу.

Казанский «арбат» к приему гостей практически готов. Пестрят витрины многочисленных сувенирных магазинчиков. Здесь, как и в самой Казани, смешалось все: тюбетейки и солдатские ушанки, фигурки персонажа татарских сказок Шурале и русские матрешки.

Посреди улицы поднимается столб пыли. Это завершается реставрация фасада старинной гостиницы «Казань». Сквозь облако побелки проступает светло-зеленое здание с лепниной и коваными балкончиками. Почти как мираж. Дело в том, что горожане гостиницу давно «похоронили». От нее оставалась одна фасадная стена. Ждали, что вот-вот и она рухнет. Средств на восстановление не было. Но под Универсиаду деньги нашлись. Женщина в косынке бережно, почему-то не кисточкой, а прямо ладонью белит мускулистых атлантов. Те устало смотрят куда-то вниз. Натерпелись за сто лет... Две бабушки восхищенно наблюдают за воскрешением здания.

— Какая красотища! Если бы не олимпиада, пропала бы гостиница, — резюмирует одна из них. Пожилые казанцы в разговоре часто повышают статус предстоящего мероприятия. За пять лет так и не смогли выучить диковинное и труднопроизносимое для них слово: «Универсиада».

Вообще пафосное событие спасло от гибели огромное количество памятников. В рамках государственно-частного партнерства практически из руин подняли около ста объектов культурного наследия. К примеру, казанский миллиардер Алексей Семин взялся восстановить сразу 26 старинных зданий. Полтора года назад городские власти отдали ему их в собственность при условии, что к Универсиаде он отреставрирует фасады. Горожане наблюдали за проектом, как за представлением иллюзиониста. Полуразвалившиеся, загаженные бомжами здания скрыли от глаз лесами и растяжками, а затем занавес открылся, и взору публики предстали роскошные купеческие дома и усадьбы. Воссоздавали их с максимальной достоверностью по архивным материалам. Ставили дубовые двери, возвращали фасадный декор, срезанный в советские годы как архитектурное излишество.

— Мне специалисты замечание сделали, что лепнина слишком изящная получилась. Ее ведь изначально крепостные делали. Она гораздо грубее была, — смеется бизнесмен. — Но реставраторам трудно было делать хуже, чем они умеют.

Казанцы еще не могут привыкнуть к тому, что в городе теперь так много «новых» старинных зданий. Столь неожиданно XIX столетие проступило сквозь XXI век.

— Мы хорошо помним, как исторический центр напоминал беззубую улыбку, — говорит мэр Казани Ильсур Метшин. — То там, то сям торчали гнилые дома. С трудом верилось, что мы сможем все восстановить, но сегодня уже не отдельные здания, а целые кварталы получаются.

Царь-котел

Порой возникает странное ощущение, что ты участник какого-то глобального реалити-шоу, где постоянно трансформируются декорации. Когда и как это происходит, уловить невозможно. Но ежедневно, а порой и ежечасно картинка меняется. Горы строительного мусора чудесным образом превращаются в изумрудные газоны, разбитые дороги — в гладкие полотна асфальта, на пустырях появляются фонтаны.

— Это не праздничная мишура, которую после мероприятия уберут в коробку. Все останется горожанам, — заверяет градоначальник.

Впрочем, растут на глазах не только деревья, но и весьма необычные сооружения. На берегу реки Казанки 5 июля открывается Дворец бракосочетаний в виде огромного бронзового котла на постаменте. Причудливое дитя Универсиады, хоть формально не имеющее к ней отношения. По легенде, название города произошло от слова «казан», что по-татарски и означает котел. Однако додумались до этого не местные архитекторы. Идею подарил известный бурятский скульптор Даши Намдаков. Воплотить ее решили сейчас, чтобы подивить гостей. Народ над казаном подшучивает, интересуется, когда же плов позовут есть.

Некогда усеянный строительной техникой берег теперь почти опустел. Редкие экскаваторы и краны бродят меж песочных барханов, как вымирающие динозавры. Казанский кремль, еще недавно перекопанный по всему периметру, теперь простер к горожанам роскошные зеленые склоны. Из травы бьют фонтанчики, то и дело меняя направление, словно собаки, дружелюбно помахивающие хвостами. Это автоматические поливальные установки, которые спасают зелень от палящего солнца.

Газоны постепенно заселяет молодежь. Кто-то валяется в траве с планшетником, кто-то отрабатывает хитроумные па бразильского единоборства капоэйра. В гору к кремлю по мощеной дороге тянутся туристы. Участников Универсиады среди них пока немного.

Проверки на дорогах

Вообще-то первыми гостями предстоящих игр стали полицейские, съехавшиеся в Казань со всей страны. В город на помощь местным коллегам пришла почти десятитысячная армия стражей правопорядка. Парочки полицейских теперь встречаются на каждом шагу. С безмятежным видом они гуляют по городу и, в общем-то, не беспокоят казанцев понапрасну. Зато приезжие инспекторы ГИБДД наделали шуму. Среди автомобилистов поползли слухи, что они особенно лютуют, придираются по мелочам и отправляют машины на штрафстоянку даже за трещины на лобовом стекле. Мол, получили такую установку, чтобы максимально очистить дороги к Универсиаде. В интернете даже появился шуточный татаро-русский разговорник, помогающий водителям сбить неместных «гаишников» с толку.

Второй и самой яркой приметой надвигающейся Универсиады стали волонтеры. Одеты они в красную униформу в стилистике спортивных костюмов олимпийской сборной России. На спине у них особый отличительный знак — распахнутая ладошка с разноцветными пальцами. Две точки и улыбка превращают ее в доброжелательную физиономию. Эмблема вполне отражает суть их деятельности. Они должны встречать гостей, помогать им сориентироваться в городе.

В основном это казанские студенты. Но есть и ребята из других регионов страны, а также иностранцы. Шумные, вечно хохочущие, они как стайки экзотических попугайчиков порхают по городу.

Игры разума

Гостями Универсиады стали не только люди, но и выставки со всей России. В преддверии Игр крупнейшие музеи города развернули экспозиции, посвященные спорту. Тема оказалась многогранной. Центр «Эрмитаж-Казань» обратился к античным истокам спортивных состязаний. Здесь открылась выставка «Олимпия: победа над временем», включившая в себя триста экспонатов из коллекции Государственного Эрмитажа. Национальная галерея «Хазинэ» взглянула на спорт через призму советской эстетики. Она представила произведения Дейнеки, Шадра, Самохвалова, Родченко и многих других мастеров. Не обошлось и без знаменитой «Девушки с веслом». Даже чопорный и старомодный Национальный музей Татарстана не удержался и выставил у себя спортивные трофеи команд «Рубин», «Ак Барс», «Уникс», «КАМАЗ-Мастер».

С 8 по 12 июля в рамках Универсиады пройдет и фестиваль спортивного кино. Откроется он лучшим отечественным фильмом последних лет — «Легенда №17».

Но, пожалуй, главные перемены происходят в умах горожан. До последнего времени у казанцев хорошим тоном при встрече считалось поворчать по поводу предстоящей Универсиады. Город перерыт, на дорогах пробки, да и вообще зарабатывают на подготовке одни чиновники и гастарбайтеры. Но чем ближе открытие, тем труднее сохранять скепсис. Брюзжащие старожилы превращаются в «туристов», удивленно глазеющих по сторонам. Они не узнают Казань, более того, они не узнают друг друга. Город вдруг наполнился энергичными людьми с бейджами организаторов Универсиады. Такое ощущение, что чуть ли не каждый второй причастен к проведению Игр.

Даже неистребимая наружная реклама дрогнула под натиском Универсиады. На смену легкомысленным фотомоделям пришли целеустремленные спортсмены. Их изображения стилизованы под советские мозаичные панно. На рекламных щитах все чаще встречаешь не предложение взять кредит, а призывы: «Стань частью мирового события! Посети соревнования Универсиады. Цена билетов от 30 рублей». И здесь даже самый закоренелый ненавистник спорта начинает понимать, что «сегодня никуда от спорта не уйти». Казанцы, сами того не замечая, поддаются какому-то новому ритму жизни. Мышцы приходят в тонус, шаг ускоряется. По инерции они продолжают ворчать, но ноги уже несут их навстречу Универсиаде.