И стены лечат

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

30.05.2019

Морозовская детская городская клиническая больница превратилась в уникальный паблик-арт-музей. Здесь открылась третья часть проекта «ARTерия»: коридоры и комнаты заполнили экспонаты, созданные современными художниками.

«Морозовка» напоминает уютный дом отдыха: архитектор Илларион Иванов-Шиц в начале XX века спроектировал красивые здания в духе русского модерна. Однако пребывание в больничных палатах все равно стресс для маленьких пациентов и их родителей. В 2017 году на территории возвели новый семиэтажный корпус, получивший новейшее оборудование. Чтобы избежать «казенщины», к декорированию интерьеров привлекли представителей contemporary art. Куратор проекта, художник Марина Звягинцева, собрала команду из 40 авторов. Акция стала благотворительной — все работали бесплатно.

Первый этап стартовал в 2017-м: тогда посетителям представили вестибюль с гигантской ДНК, созданной Ростаном Тавасиевым. В прошлом году необычные экспонаты заполнили второй и третий этажи. А этой весной современное искусство добралось до верхних помещений, минуя лишь шестой этаж, где находятся операционные.

— Перед Новым годом мне позвонили из «Морозовки»: спонсор предложил мозаику, — рассказала Звягинцева. — Накануне праздников мы успели выложить огромное панно в столовой. И тогда я подумала: нужно обязательно доделать проект. Иногда ощущаешь усталость, но благодаря людям продолжаешь двигаться вперед. Особенно когда видишь: это кому-то нужно. Наша цель — не показать, какие мы крутые художники, а преобразить пространство.

Автор мозаики «Все в порядке» — Наташа Стручкова, хедлайнер финального этапа «ARTерии». Длина масштабного произведения — семь с половиной метров. Чтобы «одомашнить» общественное пространство, художница изобразила не только банки-склянки, но и смешной радиоприемник, модные наушники, горшок с кактусом и даже котика.

— Это мой второй опыт в технике мозаики, — поделилась Стручкова. — Я много работала с компьютерной графикой, поэтому выбрала «пиксельный» стиль. Понимала: моя аудитория — дети, а значит, нужно сделать вещь, которая им понятна и близка. Технология достаточно сложная: мы с плиточником долго препирались, чтобы добиться нужного результата. Для мастера задача оказалась непростой. Думаю, благодаря нам он повысил квалификацию (смеется).

Авторство другой мозаики, более скромной, принадлежит петербуржцу Ивану Тузову: его работа «Уютная среда» украшает оториноларингологическое отделение. Здесь использован тот же пиксельный принцип, но «рисунки» другие: смешные утята. Анна Руссова создала произведение в иной технике: ее керамические воробьи («Стайка») летают на первом этаже, указывая путь в регистратуру. А вот гигантские пенопластовые «ВитаМины» Сергея Чернова лишены очевидной утилитарной функции. Развешанные по всему зданию, они поднимают настроение, транслируя простые истины, вроде «Мечта лечит».

Игровые комнаты украсили двенадцатью стульями, расписанными современными художниками. В прошлом году творения представили Владимир Дубосарский, Миша Most, Владимир Потапов. В этот раз за дело взялись студенты Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Скульптор Сергей Горшков создал деревянные цветы, их можно увидеть на подоконниках. Андрей Сяйлев преобразил скучный 30-метровый коридор, сделав плавный переход от розового к зеленому. А на стенах приемного покоя поселились яркие «Московские коты» Алексея Иорша.

Еще одно значимое произведение — «Дополненная реальность» Александра Зайцева в холле на 5-м этаже. На трех магнитных досках — фотографии помещений больницы. С помощью магнитиков-эмодзи в виде рыбок, мишек и черепах маленькие пациенты могут преображать привычное пространство, а заодно прикреплять записочки. Автор творения отметил:

— Дети все понимают, им ничего не нужно объяснять. Другое дело — взрослые: пока монтировал «экспозицию», рассказывал всем, кто проходил мимо, что это и как работает. А ребята сами повесили записочки — не пришлось завлекать или убеждать. Мне хотелось добавить немного абсурда, показать, что в больничных стенах происходит чудо, но со стороны его не всегда видно. Дал малышам инструмент, с помощью которого они могут отвлечься, поиграть. В целом мне очень понравилось — сделал бы еще много подобных проектов. Безмерно уважаю работу врачей, особенно тех, кто спасает маленьких пациентов.

О новом статусе «Морозовки» — превращении в арт-площадку — свидетельствует участие в недавно прошедшей «Ночи музеев»: по предварительной записи для посетителей были организованы экскурсии. Пространство, которое обычно считается закрытым, огороженным от мира, оказалось дружелюбным не только к пациентам, но и к зрителям «извне».

— Современный музей — живой организм, — объяснила Марина Звягинцева. — А public-art — это произведения, которыми не просто любуются — среди них живут. Через «Морозовку» проходит огромное количество людей. Она является центральным детским лечебным учреждением. Но, надеюсь, мы не остановимся. И сможем преобразить и другие больницы.