Совет да любовь

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист

14.12.2017

Министерство образования одобрило создание образовательного курса «Семьеведение», сообщила уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. Детали проекта пока неясны, но сам факт говорит о многом.

Семья перестала быть чем-то самоочевидным. Едва только современный ребенок научится читать — вылезает в интернет, где транслируются убеждения, крайне далекие от нормы: радикальный феминизм, «чайлдфри», попытки ввести на место двух полов множество «гендеров» и беснование «квир-культур». И это не говоря о бесчисленных формах гомосексуальной пропаганды — от японских аниме про «кавайных» девочек и мальчиков до откровенной разнузданной порнографии.

Скажем честно, если замерять плотность информационного потока, то шансов быть счастливым в браке или хотя бы попытаться создать семью, у поколения наших детей не так уж и много. Родительский пример? Даже самые лучшие образцы молодые люди усваивают поздновато, после тридцати, когда начинают подозревать, что иногда и кое в чем «предки» были, наверное, правы.

Но, по совести, так ли уж хорош был опыт родителей и наш собственный: работа без продыху, семейные ссоры, разводы, алиментные бега, забытые отцами дети? И речь не только об эксцессах. За ХХ век у нас сформировалась странная модель семьи, застрявшей между архаикой и модерном — недостаточно патриархальная, чтобы быть строгим нравственным образцом, лишенная лада и ритуала, но в то же время и далекая от демократизма, — воля родителей все равно навязывается криком и домашним насилием. И не дай Бог вмешаться безумной западной «ювенальной юстиции» — тогда семья на наших просторах и вовсе прекратится.

Сегодня школа должна дать ребенку больше, чем подобие советской «этики и психологии семейной жизни». На уроках стоит рассказывать о правилах хорошей и крепкой семьи как единственной истинной нормы и в известном смысле идеала, который еще не осуществлен, но однажды станет реальностью. Надо зажечь огонь мечты — то идеалистическое желание настоящего устроения ячейки общества, которое наши дети смогут пронести через ямы и ухабы реального быта.

Поэтому уроки семьеведения нужно безо всякой застенчивости посвящать истинному идеалу брака. Недопустим никакой релятивизм, никакие уступки. Не менее важно добиться десексуализации совместной жизни. Ничто сегодня так не разрушает этот институт, как уверенность подростков в том, что он нужен лишь для легализации половых отношений. Между тем, как справедливо отмечал один из крупнейших социологов прошлого века Карл Поланьи, секс не столько основание, сколько угроза для брака и «сам по себе секс не способен породить ничего лучше борделя».

Если семью сводить к браку, брак к любви, любовь ко влюбленности, влюбленность к сексу, а секс к физиологии, то никакой семьи не будет. Поэтому превращение семьеведения в секспросвет попросту семью уничтожит.

Вместо этого детям важно дать целостный образец истинного семейного устроения, идеал. Семья обязана быть стройкой, совместным предприятием, цель которого — сберечь телесное бытие и своих детей научить тому же. Ключевая идея уклада проста — совет и любовь. Те самые исполненные глубочайшего смысла слова, которые мы уже без всякого смысла повторяем на свадьбах наряду с суеверным «горько».

В основе брака должен лежать совет — постоянное совещание, обдумывание, совместное размышление, согласование целей и средств мужа и жены. Семья никогда и нигде не была совместным приятным времяпрепровождением. Это команда, объединенная общими долгосрочными целями, превышающими срок жизни одного поколения. Выжить, создать совместное хозяйство, вырастить достойную смену, оставить детям и материальное наследство, и духовное наследие в виде хорошего воспитания, образования. Все это немыслимо в условиях навязываемой феминизмом доктрины «борьбы полов», когда семья превращается в схватку эгоизмов. Если нация, по выражению Эрнеста Ренана, это ежедневный плебисцит, то семья — постоянный совет. Когда он прекращается, ячейка общества умирает. Второе основание — любовь, но не как романтическая страсть, а как безгневность, прощение.

Новейшие социальные практики разрушают привычные нам условия жизни, психологической идентичности, не говоря уж о духе и культуре. Поэтому велика опасность того, что для современного человека как для личности будущего нет. Выживут, видимо, только роботы. И мы видим, как быстро мир обращается к дремучей неоархаике или к сдержанному фундаментализму, к своим основам.

Время, по сути, повернулось вспять. А потому чрезвычайно важно не оказаться в чужой архаике, но обратить собственные традиции себе на службу. Идея семьи нуждается в обновлении и пояснении, и где этим заниматься, если не в школе, кому рассказывать, как не тем, кто еще не испорчен печальным опытом? Сформулировать идеал — задача посильная и достойная.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции