На четверых

Сергей ГРОМОВ

24.11.2017

200 лет назад, 24 ноября 1817 года, произошла знаменитая четверная дуэль: она особенно примечательна тем, что одним из участников стал Александр Грибоедов.

Причина инцидента оказалась банальной. У кавалергарда Василия Шереметева была очаровательная содержанка — ведущая танцовщица петербургского Большого театра Авдотья Истомина. Их любовная связь длилась два года, пока не вспыхнула ссора, приведшая к разлуке. Последним обстоятельством воспользовался — впрочем, без какого бы то ни было злого умысла — давний знакомый Шереметева Грибоедов. Встретив в те дни балерину, он пригласил ее в гости — в квартиру, которую снимал вдвоем с графом Александром Завадовским.

В результате последний стал новым любовником Истоминой, а вместе с тем — обидчиком кавалергардского офицера. По условиям дуэли стреляться должны были и назначенные секунданты: отчаянный Александр Якубович, ставший позже одним из декабристов — с невольным виновником конфликта, будущим автором «Горя от ума».

Поединок, а точнее, ключевой акт этой печальной исторической драмы, проходил подальше от столицы, на Волковом поле, и завершился смертельным ранением Шереметева. Рандеву у барьера другой пары соперников было отложено. Оно состоялось спустя год в Тифлисе, где Якубович находился по долгу службы, а секретарь посольской миссии Грибоедов — проездом, по дороге в Персию.

Итог таков: первый отделался легким испугом (Александр Сергеевич намеренно выстрелил в воздух), а у второго, замечательного музыканта и композитора, была прострелена кисть левой руки. Впоследствии, в начале 1829-го, именно по этому увечью соотечественники опознали растерзанное религиозными фанатиками тело Грибоедова.

Четверная дуэль, как утверждают историографы, сильно повлияла на мировоззрение классика, отвратив от легкомысленных увлечений и поступков, присущих молодым повесам. Нельзя не отметить, что происшествие двухвековой давности сказалось на формировании популярного и в известной мере надуманного стереотипа: все беды и напасти русской аристократии — от балерин. Конечно, не все.