Деревянное небо

Марина ИВАНОВА

16.11.2013

Порженский погост — одна из жемчужин Кенозерья, уникального островка северорусской культуры, затерявшегося в лесах и болотах Архангельской области. Сегодня в погосте идут реставрационные работы, проводимые компанией «АрхСтройМеханизация».

Кенозерье — пространство исключительное. Если и можно сказать о каком-нибудь месте в стране «здесь русский дух, здесь Русью пахнет», то именно об этой территории. Потому что «Русь» здесь не сусальная, расписная, а настоящая. Та, что была да сплыла — не по чьей-то вине, а в силу исторических обстоятельств.

По городским меркам Кенозерье — Богом забытая глушь. Отделенная от цивилизации непроходимыми лесами, болотами, реками, озерами и прочими водными и не очень стихиями. Но сохранившая осколок цивилизации погибшей — как раз благодаря этой «отделенности». Богатейшая флора и фауна — одних только птиц 263 вида. Уникальное деревянное зодчество: около сорока дошедших до нас часовен — самая высокая концентрация такого рода памятников в России. А главное: не «мертвое», музеефицированное пространство, но живое.

В Кенозерье по-прежнему есть люди, чтущие священные рощи, поклоняющиеся деревьям да молящиеся в часовнях, ключи от которых хранятся у местных бабушек. Их предки не только возводили молельные дома, но и создавали собственное «небо» — так на Русском Севере называют расписной церковный потолок. Здешние «небеса» — своего рода подражание каменным куполам храмов на «большой» земле. На деревянном «небе» обитают Христос, Богородица, святые — все в строго определенном порядке. Обитают и охраняют тех, кто под ними. До таких вот защитных «небесных сводов» как рукой подать — в прямом смысле. Они специально установлены низко — небо не должно быть недосягаемым. Здесь оно ближе к людям, чем где-либо на Земле.

Собственное небо — творение рук и умов свободных людей: Кенозерье не знало крепостного права. Часовни возводились на средства крестьян и отражали мировоззрение заказчиков — тем и уникальны. Строились даже тогда, когда подобное запрещалось царской властью — та боялась распространения раскольнической «ереси». А кенозерцы знай себе возводили святые дома: поди докажи, когда было построено — до выхода указа государя или после. Для богоугодного дела использовали деревья из «завеченного леса», откуда на светские нужды ничего не брали. Да и сами часовни ставились не посреди деревни, а в священных рощах — языческом наследии финно-угров, некогда обитавших в этих местах. Рощи эти есть и поныне, и оттуда до сих пор нельзя выносить ни веточки. Что случилось с теми, кто ослушался, вам расскажут местные жители — мифологические рассказы здесь собирало не одно поколение этнографов.

Посреди священной рощи стоит и Порженский погост. Собственно, погост этот — Георгиевская церковь да рубленая ограда, окаймляющая рощу. Памятник находится на берегу Порженского озера, неподалеку от деревень Федоровская, Турово сельцо и Окатовская — теперь уже мертвых. Когда-то они составляли село Порженское, к началу ХХ века здесь проживало порядка 340 душ. Теперь от былого величия остались лишь заброшенные дома, могилы да развалины мостика, соединявшего бесконечные в этих местах озера. И конечно, погост, который за красоту и причудливость называют градом Китежем.

Церковь святого Георгия была возведена в конце XVIII столетия, рубленая ограда относится к рубежу XIX–XX веков. Архитектурный шедевр — а иначе Георгиевский храм искусствоведы не именуют — представляет собой квадратный четверик с двухскатной крышей. К церкви пристроена трапезная, за которой возвышается шатровая колокольня. Бревенчатая под двускатным навесом ограда на входе и по углам украшена башенками. Гармоничности ансамблю добавляют и гигантские сосны священной рощи.

Вот только стоит Георгиевская церковь без «неба» — его демонтировали. А было оно уникальным, двойным — в молельном зале и алтарной части. Теперь вместо «небес» — расписанные звездами каркасы. Когда-то среди них «обитали» Христос Вседержитель и все семеро архангелов.

В 1938 году «всемогущим» решением Архангельского исполкома церковь была закрыта. Реставрация «града Китежа» — вполне видимого — ведется с 2010 года.