И не друг, и не враг, а Трамп

Владимир ПЕРЕКРЕСТ

10.11.2016

Беспрецедентная по скандальности гонка за звание президента США завершилась победой Дональда Трампа. Для кого-то неожиданной, для кого-то — единственно возможной. Не стоит анализировать подробности этой жесткой баталии — дело прошлое. Гораздо интереснее разобраться, что изменится в мире, и в частности в российско-американских отношениях, с приходом в Овальный кабинет эпатажного 70-летнего миллиардера.

Одним из первых, кто поздравил 45-го президента США с победой, был Владимир Путин. В своей телеграмме российский лидер пожелал Трампу успехов «в столь ответственной деятельности во главе государства» и выразил надежду на совместную работу по выведению двусторонних отношений из кризисного состояния, в котором они пребывают последние годы. Плюс уверенность в том, что в интересах народов России и США, а также всего мирового сообщества, двум странам необходимо выстроить конструктивный диалог, основанный на принципах равноправия, взаимного уважения и реального учета позиций друг друга.

Разумеется, это не дежурные слова. Равноправие, взаимное уважение, учет позиций другой стороны — именно этого не хватало нам в отношениях с заокеанским партнером. Достанет ли у нового президента США политической воли переломить ситуацию — вопрос. Не изменится ли у него самого позиция — ведь одно дело предвыборные обещания, когда стараешься завоевать симпатии электората, и совсем иное — реальная ежедневная работа в окружении и под влиянием не избирателей, простых американцев, а тех, кому нестабильность в мире, попытка установить так называемый управляемый хаос, только на руку. И на кошелек. 

Поэтому логичнее всего относиться к приходу в Белый дом нового президента с определенной долей сдержанности, которая в общем-то читается в поздравительном послании Путина. Как говорится, поживем — увидим. 

Помнится, у американцев уже была когда-то заветная кнопка, с помощью которой под аплодисменты запускалась перезагрузка отношений между нашими странами. Они тогда напутали с переводом, и прозвучало слово «перегрузка». А ведь так в итоге и вышло: мир за эти годы подвергся многократным опасным для здоровья «перегрузкам». Едва держится. Дошло до того, что вполне серьезно в публичном пространстве стала анализироваться возможность столкновения России и США. Да, большинство аналитиков утверждают, что это невозможно, но ведь сам факт обсуждения говорит о высочайшем градусе напряжения, который возник в результате действий администрации Барака Обамы. 

Именно поэтому, из соображений, что хуже быть уже не может, а если может, то не должно, многие политологи встретили информацию о победе Трампа с определенной надеждой на улучшение ситуации в мире.

— Трамп говорит о возрождении промышленности в США, это положительным образом отзовется и в России, — поделился с «Культурой» политолог Анатолий Вассерман. — Значительная часть американских производств выведена в регионы с дешевой рабочей силой. Превалирование торгового лобби над производственным привело к сверхузкой специализации между странами. В частности, России было предназначено производить сырье для всей планеты и даже не пытаться делать что-либо еще. А каждой стране, наоборот, выгодно развивать свое производство, поскольку именно так можно использовать главный ресурс — людской. Трамп не будет так мешать планам нашего собственного развития, как это делали его предшественники. 

По мнению Вассермана, новый президент прекратит поддержку агрессивных самопровозглашенных «халифатов» на Ближнем Востоке. 

— Есть опасность, что эти группировки перейдут на подножный корм и начнут захватывать все подряд, — предполагает политолог. — Например, три года назад одна из таковых захватила часть иракских нефтепромыслов и некоторое время экспортировала нефть. И назвала себя «Исламским государством». Не исключено, что подобные военизированные формирования, поняв, что их уже не будут кормить и поддерживать, предпримут новые попытки. Чтобы этого не случилось, Трамп не раз заявлял о готовности договориться с Россией о совместной борьбе с терроризмом. Операции на Ближнем Востоке показали, что американцы бороться с террористами не могут, а сирийские правительственные войска при поддержке наших ВКС — наоборот, умеют. Похоже, Трамп рассчитывает на то, что Россия не позволит окрепнуть тем террористам, поддержку которым США теперь прекратят. В этом отношении наше сотрудничество практически неизбежно и взаимовыгодно. Закончится, полагаю, и подпитка киевского режима. Он создавался американцами в том числе с целью политического давления на Евросоюз. Трамп же намерен отказаться от соглашений о свободной трансатлантической торговле, а значит, необходимость давить на ЕС с помощью Порошенко отныне не потребуется.