Место встречи изменить нельзя

Марина ИВАНОВА

28.07.2016

Здесь охотился Иван Грозный, пировал Петр Первый, проходил медкомиссию Юрий Гагарин... Тут же когда-то ограбили Ленина и убили «короля шпионов» Сиднея Рейли. Речь о «Сокольниках» — парке с удивительной и непредсказуемой историей.

— Сколько лет изучаю эти места, постоянно обнаруживаю что-то новое, — признается экскурсовод Лиля Гусева. — Говорить о «Сокольниках» можно не часами — днями...

Начинать рассказ впору со Средневековья. Сегодняшний зеленый оазис тогда представлял собой дремучий лес. Через него протянулась Стромынская дорога, соединявшая Москву с Суздалем и Владимиром. Именно по ней шел Дмитрий Донской — собирать войско против хана Тохтамыша.

С тех пор в Сокольниках бывали, с разной целью, почти все великие князья, потом цари, а затем императоры. К примеру, Алексей Михайлович Тишайший устраивал в этих краях шумную соколиную охоту. Дело в том, что неподалеку стояло село Рубцово — вотчина Романовых. Кстати, тут же — между нынешней станцией метро и центральным входом в парк — располагалась деревня Возниковская, принадлежавшая Дмитрию Пожарскому... В общем, места непростые — копнешь, обязательно наткнешься на что-нибудь эдакое.

Что до соколиной охоты, то, вопреки всеобщему заблуждению, она никогда не происходила в самом парке. Потому как предаваться ей можно только на расчищенном от деревьев участке — иначе ловчая птица не увидит добычу. Специальное поле для царской забавы находилось поблизости от леса. Рядом селились дрессировщики пернатых — сокольники.

Первые следы «окультуривания» появились здесь при Петре Великом. Местность он знал не понаслышке — совсем близко был Преображенский дворец. В начале 1690-х монарх велел прорубить в Сокольничьей роще просек — в угоду жителям Немецкой слободы, землякам царской возлюбленной Анны Монс. С тех пор тут проходили гулянья, в которых участвовал и сам герр Питер. Постепенно веселую немецкую традицию переняли русские, приезжавшие сюда, чтобы отдохнуть и развлечься. К слову, просек существует и сегодня, правда, именуется Майским. Это самая известная здешняя аллея. В парке ее считают «репетицией Невского» — царь впервые проложил прямой «прошпект» и увидел, как это хорошо.

Слабость к нынешнему району Сокольники питала и младшая дочь императора. Елизавета Петровна любила здесь охотиться на крупную дичь — оленей и лосей. В последних недостатка не наблюдалось, они и сегодня забредают с Лосиного острова. Зато с оленями было сложнее — их приходилось разводить в специальном зверинце, организованном тут же. Память о тех временах хранят некоторые топонимы и гидронимы: в парке есть Оленьи роща, ручей и даже пруды. Майский просек праздная царевна тоже не обделяла вниманием: регулярно устраивала гулянья, в том числе в русском стиле — облачалась в сарафан, надевала кокошник и водила хороводы с крестьянскими девками.

В Отечественную войну 1812 года в Сокольничьей роще горожане спасались от московского пожара. Организовали обозный лагерь, к которому прорубили просек: согласно одним источникам — нынешний Третий Лучевой, согласно другим — Четвертый.

А вот продуманная планировка территории появилась только при Николае I. К существующим двум аллеям добавили новые, расходящиеся от центрального круга. Этот принцип сохраняется и поныне. Есть масса версий, почему участок спроектирован именно так. Первая: император положил руку на бумагу и велел обустроить территорию. Якобы по его пальцам и провели просеки — лучи от круга-ладони идут в одну сторону. Сторонники второй теории уверяют, здесь надо искать скрытый солярный символ (нынешняя эмблема парка — восходящее солнце). На самом деле, проект был разработан исходя из расположения двух первых аллей.

В 1840-х земли в глубине рощи отдали под строительство купеческих загородных домов — так со временем Сокольники превратились в модное дачное поселение. Кто только тут не отдыхал: Рубинштейн, Маяковский, Берия... Местная природа вдохновляла многих художников. Саврасов, любуясь ею, написал знаменитый «Лосиный остров в Сокольниках». А Левитан создал «Осенний день».

В 1883 году с размахом отмечали коронацию Александра III. Вообще, Сокольники были привычным уголком для гуляний, посвященных восшествию императоров на престол. Например, тут праздновали миропомазание Александра I — тогда гостей поразили зажаренные целиком быки с позолоченными рогами... К коронации предпоследнего российского царя в парке возвели деревянную ротонду — на месте сегодняшнего фонтана. Позже в ней устраивали концерты, среди прочих пел и Шаляпин. Павильон сгорел в 1956 году — к тому времени в нем располагался летний кинотеатр. Здание вспыхнуло мгновенно, не успели помочь даже сотрудники Сокольнической пожарной станции. Отметим, построенная в XIX веке, она функционирует по сей день. Совершенно случайно стало известно имя виновника происшествия. На очередной экскурсии гостям рассказывали о гибели ротонды. Вдруг одна из посетительниц говорит: «Да, это дядя Валя — он такой был!» Оказалось, двоюродный брат ее свекрови работал здесь киномехаником. Его все считали немного странным. Когда павильон загорелся, он не стал тушить, а с перепугу убежал...

Не дожила до наших дней и гранитная скульптура Сталина, некогда мирно соседствовавшая с царской постройкой. Зато сохранился памятник вождю мирового пролетариата. Надпись гласит: «Владимир Ильич Ленин выступал на территории парка «Сокольники» на митингах трудящихся Сокольнического района 21 июня и 9 августа 1918 года».

Впрочем, запомнились эти места Ленину благодаря иному событию. В январе 1919-го Ильич направлялся на новогоднюю елку — на дачу, принадлежавшую когда-то купцу Лямину. Надежда Константиновна ожидала там мужа, который опаздывал. А задержался он потому, что на Сокольническом шоссе машину вождя остановил Яшка Кошелек — бандит, «хозяин» района. Яшке с шайкой понадобился автомобиль, вот и вышел на большую дорогу. Ленина высадили, отобрали бумажник, документы, наган и отправили пешком. Только отъехав, асоциальные элементы поняли, с кем имели дело. И горько раскаялись, что не взяли в плен. Ведь на Председателя Совета народных комиссаров сколько заключенных дружков можно выменять — хоть всю Матросскую тишину. Вернулись за «пленником», а того и след простыл. Зато незадачливого «авторитета» поджидали чекисты...