Люк Бессон: «Я всегда любил сильных женщин и слабых мужчин»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

07.09.2014

ческий боевик про студентку, которая, приехав на Тайвань изучать китайский, оказалась в руках азиатской наркомафии, выйдет 11 сентября.

Бандиты хотят использовать Люси (молодая мама Скарлетт Йоханссон) в качестве «мула» — перевозчика наркотиков. И зашивают в ее тело пакет с порошком. После того, как героиню избивают, содержимое «посылки» попадает в организм. Но — о чудо! — вместо того, чтобы умереть от передозировки, девушка превращается в супервумен, способную творить чудеса. 

Бессон вынашивал идею этого фильма на протяжении десяти лет. Будучи тесно связанным с французским Институтом мозга (режиссер является одним из самых щедрых его меценатов), Бессон утверждает, что средний человек использует, в лучшем случае, десять процентов своих интеллектуальных и физических возможностей. Согласно теории Люка, если простой смертный задействует весь свой потенциал, то поднимется на невиданную ступень эволюции.

За считанные недели фильм превратился в главный хит американского и французского проката. На родине режиссера ленту посмотрели более четырех миллионов зрителей. «Люси» стала самой успешной, с коммерческой точки зрения, работой Бессона, хотя в его послужном списке значатся такие кассовые ленты, как «Голубая бездна», «Пятый элемент», «Никита», «Леон», «Жанна д’Арк».

Несмотря на огромный успех у публики, критики весьма противоречиво оценили новое творение Бессона. Одним фильм показался, хоть и увлекательным, но глуповатым. Другие же склонны видеть в нем настоящий шедевр.

По мнению обозревателей, Бессону как нельзя лучше удаются погони, драки и все, что имеет отношение к жанру экшн, но задаваться проблемами бытия и претендовать на роль мыслителя или философа режиссеру явно не стоит. Недавно на одной из пресс-конференций какой-то хамоватый журналист даже поинтересовался у Бессона, есть ли у него серое вещество. «Есть, — хладнокровно парировал Люк, — я видел его на своем рентгеновском снимке, который могу продемонстрировать и вам». 

Некоторые критики даже обвинили Бессона в том, что по его вине 29-летняя Скарлетт Йоханссон лишилась одного из своих главных козырей — сексуальности. Так или иначе, автор «Голубой бездны» по-прежнему продолжает интересоваться лучшей половиной человечества. «Я всегда любил сильных женщин и слабых мужчин, — говорит Люк. — Даже в Ахиллесе меня больше всего занимают не его подвиги, а уязвимая пята». 

Да и своими спутницами Бессон всегда выбирал женщин с характером. Последняя его жена — продюсер Виржини Силла, на счету которой работа с Гаем Ричи над фильмом «Револьвер» и несколько проектов с самим Бессоном. 

55-летний режиссер неоднократно объявлял, что вскоре перестанет снимать и посвятит себя любимому делу — сочинению сценариев. «Люк понимает, что исчерпал свой творческий заряд», — утверждали всякий раз киноведы. Но Бессон всегда возвращался. Тем не менее никаких сиквелов своих знаменитых лент типа «Никиты» он не планирует. 

Два года назад в парижском пригороде Сен-Дени с большой помпой открылся грандиозный Cité du cinéma — Киногород, который, по замыслу Люка, должен стать Голливудом-на-Сене. Там же он разместил и свою кинокорпорацию EuropaСorp. «Я пустился в эту авантюру, чтобы дать возможность французским постановщикам трудиться в условиях полной свободы, — заявлял Бессон. — Наше кино — единственное в Европе, которое еще сопротивляется американской гегемонии. Но оно нуждается в студиях такого же размера, какие существуют в Соединенных Штатах». 

Однако большого энтузиазма Голливуд-на-Сене не вызвал. Хотя в его стенах уже успели поработать Ален Рене, Франсуа Озон и сам Бессон. В Cité du cinéma снимают телесериалы, рекламу, проходят выставки, устраивают презентации и корпоративные вечеринки. В его стенах открыты бесплатные кинокурсы для молодежи, финансируемые телекомпаниями, и даже школа макияжа, созданная корпорацией LVMH (французская компания, известный производитель предметов роскоши под торговыми марками Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain, Chaumet, Moët & Chandon, Hennessy). Тем не менее бросить вызов заокеанской фабрике грез не получилось. Снимать во Франции по-прежнему очень дорого. К примеру, заокеанский продюсер Билл Микэник отправился работать над картиной о французском монархе Людовике XIV в Мельбурн. Вдобавок у Бессона начались неприятности, которые не имеют прямого отношения к кинематографу. Финансированием Cité du cinéma неожиданно заинтересовалось Центральное бюро по борьбе с коррупцией, а также фискальное ведомство. Устав сражаться с французской бюрократией, режиссер, который называет себя «патриотом», по слухам, собирается передислоцировать EuropaСorp в Голливуд. К тому же на днях Бессон получил заманчивое предложение от самого Сильвестра Сталлоне — сыграть негодяя в ленте «Неудержимые-4».