«В списках не значился» Сергея Коротаева: один в подполье воин

Алексей КОЛЕНСКИЙ

06.05.2025

«В списках не значился» Сергея Коротаева: один в подполье воин

На больших экранах — главная кинопремьера к восьмидесятилетию Великой Победы.

Лучшая повесть Бориса Васильева «В списках не значился» была экранизирована лишь однажды: для телевидения и довольно неуклюже, в 1991-м. И тут же забылась. Между тем уже в 1975-м, через год после публикации, она прогремела на театральных подмостках скептичного к официозу захаровского «Ленкома». И неспроста — сюжет об одолении ужаса войны был решен Васильевым в сугубо индивидуальном ключе: его не зачисленный в какое-либо подразделение лейтенант — Николай Плужников — воевал на собственный страх и риск. То есть не по приказу, а «за совесть». «Крепости я не сдал, — исповедовался в финале ослепший герой. — Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я — последняя ее капля…» Итак, последний, несгибаемый защитник становился самой Брестской твердыней и воплощал несокрушимое самостоянье народа-победителя.

Казалось бы, частная победа воинского духа имела концептуальное значение: несгибаемый Плужников утверждал в коллективной памяти ее нравственную основу — бессмертный подвиг Неизвестного солдата. На миру ведь и смерть красна, а не значащийся в списках лейтенант побеждал ее в жестоком единоборстве.

Инсценировка Марка Захарова впечатлила театралов, прославила «золотого ребенка» «Ленкома» — сыгравшего Плужникова Александра Абдулова. И утвердила пафос васильевской прозы, подарив зрителям повод для вдумчивого осмысления мифопоэтики коллективной памяти.

Только вот не в коня теперь этот корм, как показывает опыт свежей экранизации! Осмысление и соинтонирование, вероятно, не вдохновляют творцов российской «киноиндустрии», которые, видимо, полагают, что все художественные задачи героически решены до них и, подобно итогам войны, не подлежат «пересмотру». Продюсерам и постановщикам надлежит лишь привлечь публику дизайнерскими штучками — например, экшеном. И в этом аспекте работе Сергея Коротаева можно отдать должное: у него получилась эффектная и драматичная реконструкция Великой Отечественной.

Полностью воссозданная цитадель стала ареной впечатляющих схваток «актерского спецназа» юношеской сборной «Табакерки». Минимум цифровой графики, максимум фактур, пластических и темпо-ритмических приемов сложились в мощный батальный пазл, яростный комикс. Каждый миг сражения — последняя вспышка жизни каждого бойца. Товарищи сменяют павших, дабы с удесятеренной силой перевоплотиться в удар, взрыв, аффект. Накал нарастает и… внезапно сменяется слепящей тьмой — контузией героя. Грань между явью и смертью истончается, взрыв отбрасывает Плужникова в подземелье крепости. И это то самое место, где когда-то в начале войны новоприбывшего лейтенанта застала первая бомбежка 22 июня. То есть все, что происходило между этими событиями, зрителю можно расценивать как сон героя или попадание в некое потустороннее место, посмертие.

Внизу, в подземелье героя ожидает новый шок: время там словно остановилось. Находящиеся под землей бойцы и кухарки не желают знать о громыхающей наверху войне. Согласно сюжету, подпольщиков замуровала бомбежка. Так из мира сложно организованных батальных сцен зрителя перемещают в тесное, унылое пространство.

Подпольная жизнь протекает неспешно и скучно, вероятно в соответствии с творческим заданием актерам: они значительно кряхтят, выразительно молчат, показывая, как тяжело им дается сидение в подвале… В какой-то момент чувствуешь досаду, что сражающиеся наверху герои гибнут ради эдакой мышиной возни.

Впрочем, с появлением Плужникова жизнь подпольщиков меняется: он сподвигает их совершать ночные вылазки, и те гибнут смертью храбрых. А сам лейтенант встречает любовь... Но тут уже не понять, веришь ли ты в то, что рассказывают экранизаторы: характеры здесь подменены эскизами, эмоции — истерикой, а драматургическая работа — клише.

Сопродюсер и исполнитель роли мудрого подвального старшины Матвеича Владимир Машков говорит, что целью создателей фильма было превратить историю подвига в «кино о взрослении и пробуждении чувства Родины». Васильев все же писал об ином… Как результат, в фильме вместо все одолевшего и ставшего крепостной твердыней героя у дебютанта Владислава Миллера, исполнителя роли Плужникова, получилось изобразить жертву. Бледного отрока, которого запихнули в театральный подвал да измучили скучной, ненужной тараканьей «жизнью».


«В списках не значился». Россия, 2025

Режиссер Сергей Коротаев

В ролях: Владислав Миллер, Алена Морилова, Владимир Машков, Павел Чернышев, Яна Сексте, Наталья Качалова, Виталий Егоров, Евгений Миллер, Егор Манаков, Никита Уфимцев, Павел Шевандо, Александр Кузьмин

12+

В прокате с 1 мая