Призрак свободы и любви

Андрей ЩИГОЛЕВ

04.08.2012

9 августа в российский прокат выходит киноальманах «Гавана, я люблю тебя».

Моду на городские альманахи задал успешный проект продюсера Эммануэля Бенбии «Париж, я люблю тебя» и продолжил уже не столь популярный «Нью-Йорк». «Города любви» застопорились то ли на Иерусалиме, то ли на Шанхае, успев породить целую серию незаконнорожденных проектов — от «Бишкека» до «Москвы». «Гавана» — это вариация на тему любви в семи частях, снятая семью именитыми режиссерами.

Гид по кубинской столице обыгрывает, кажется, все существующие туристические клише. В новелле «Юма» (режиссерский дебют Бенисио Дель Торо) молодой американский актер (Джош Хатчерсон) отправляется в ближайший бар, чтобы испытать на себе состоятельность мифа о неповторимых кубинских девушках. Изрядно накачавшись ромом, восходящая звезда Голливуда пытается прощупать местных красоток на предмет свободной любви. Но то ли бар оказался неподходящим, то ли с ромом вышел перебор — единственной на все согласной девушкой оказывается волоокий трансвестит.

Тему любви и свободы обыгрывает в своей новелле испанец Хулио Медем. Перед юной кубинкой Сесилией стоит выбор: улететь в Испанию с молодым продюсером (Даниэль Брюль), обещающим девушке мировую славу, или остаться в Гаване трехпесовой звездой районного кабаре. Испания предлагает свободный мир и разбитое сердце, Куба — призрак свободы и любовь.

Истории альманаха едва связаны между собой обрывками сюжетных линий — история Сесилии закончится в финале новеллы кубинца Хуана Карлоса Табио. Отказавшись выбирать между любовью и свободой, Сесилия решается покинуть страну традиционным кубинским способом — на лодке, с любимым и под покровом ночи. Выбор между любовью и свободой для испанца Медема всего лишь мелодраматическое клише, раскрашенное экзотическими цветами карибского колорита, для кубинца Табио — горькая правда жизни.

Сюжет трагикомедии «Горькие сладости» построен вокруг семьи Сесилии, которая выполняет срочный заказ на изготовление огромного торта. Времени катастрофически не хватает. Измученная бытовыми проблемами мать семейства едва не доводит себя и окружающих до нервного срыва. Сняв фартук, Мирта бежит в телестудию, где она, известный психолог, с дежурной улыбкой рассказывает домохозяйкам Кубы, как сохранить спокойствие в любой ситуации.

Этот самый торт, что так выводит из себя сеньору Мирту, нужен для торжества, которое организует донна Марта, героиня последней новеллы. Та увидела во сне Деву Марию, которая попросила устроить вечером праздник в Ее честь. Для этого усилиями соседей в квартире затевают срочный ремонт — со сносом и покраской стен в оранжевый цвет и строительством бассейна.

Особняком стоят в альманахе гомоэротический клип Гаспара Ноэ, воспевающий красоту юных кубинок с лесбийскими наклонностями, и новелла палестинца Элиа Сулеймана. В благодушной атмосфере городского гида Гаспар Ноэ вообще выглядит пришельцем из другого кинематографа. Впрочем, как и навязчиво артистичный Элиа Сулейман.

Лучшую, пожалуй, новеллу альманаха снял аргентинец Пабло Траперо, положивший туристические клише на балканский мотив.

В новелле «Джем сейшн» нашла свое пристанище блуждающая балканская звезда Эмир Кустурица. Он играет здесь пародию на самого себя — затравленного кинематографом алкоголика, прибывшего на Гаванский кинофестиваль, чтобы получить очередную награду «За вклад». Наградам и тем более кино герой Кустурицы предпочитает ром и кубинскую музыку, поэтому, едва сойдя с трапа, немедленно прикладывается к бутылке, сопровождая ее сигарой. Разомлев на земле победившего социализма, «сеньор Кустурика» моментально сливается с местным пейзажем. Пересаживается с казенного фестивального «Мерседеса» на родную советскую «шестерку» и вместе с шофером отправляется встречать гаванский рассвет под звуки музыкальной самодеятельности. Наконец-то — свободный и абсолютно счастливый человек в потерянном раю.