В городе N дожди

Дарья ЕФРЕМОВА

09.10.2019


«Дождливый день
в Нью-Йорке»
США, 2019

Режиссер: Вуди Аллен

В ролях: Тимоти Шаламе, Эль Фэннинг, Селена Гомес, Джуд Лоу, Диего Луна, Лив Шрайбер, Келли Рорбах, Черри Джонс

16+

В прокате с 10 октября

В прокат вышел лиричный и остроумный ромком Вуди Аллена. Атмосферную новеллу о ливне на Манхэттене, путанах в великосветских салонах и незадавшемся «особенном» уик-энде юной парочки Россия увидела раньше США и некоторых стран Европы.

Аллюзии на Сэлинджера, Фицджеральда, Витторио де Сику, Мартина Скорсезе, блистательные диалоги, филигранные шутки, грезы любви и ее некуртуазные гримасы, выигрыши в покер и поцелуи под дождем. Новый фильм четырехкратного обладателя «Оскара», угодивший в США в стоп-лист в связи с очередным витком движения #MeToo, многие расценили как последнюю осень патриарха, красивую точку в его знаменательной карьере. Вышел ироничный, эстетский, в меру абсурдный и почти светлый финальный аккорд (по крайней мере обошлось без призраков, фокусов и лодок Харона) с посылом, показавшимся провокационным. История — «вчерашняя малолетка крутит со зрелыми мужчинами», пока ее рафинированный бойфренд нервно курит, наигрывая хиты Билли Холидей на барном пианино, — на первый взгляд, именно «о том», но только если пользоваться оптикой популярного хэштега.

Сюжет незамысловат. Юная парочка из пригородного университета Ярдли отправляется на выходные на Манхэттен. Наследник крупного нью-йоркского финансового клана, интеллектуал, городской невротик Гэтсби (Тимоти Шаламе) распланировал романтическое приключение чуть ли не по минутам, не забыв про ланч, выставку современного искусства, оперу, ужин в Карлайле, душ, первый поцелуй под часами De La Porte. «Простушка» Эшли Энрайт (Эль Фэннинг) приехала взять интервью для университетской газеты у культового режиссера Ролана Полларда (Лив Шрайбер) и, если не будет дождя, покататься на карете.

Город-искушение, город-судьба разводит: наивная розовощекая Мисс Дружелюбие следует за небритым запойным гением в надежде на сенсацию («У Роли кризис. Это же, как его, эксклюзив! Надо его найти, пока он не загубил фильм на 70 миллионов»), юноша самозабвенно хандрит, блуждая по фешенебельным кварталам, где и находит свою истинную половину — ироничную, сексапильную смуглянку Шэннон (Селена Гомес).

Пока Эшли будет вляпываться в комические, на грани неприличного анекдота, неприятности (они закончатся в шифоньере у звезды экрана Франсиско Родригеса, внезапно нагрянет жена), Гэтсби и Шэннон прогуляются по Национальной галерее, эстетски «нервируя» друг друга колкостями и перемежая обмен впечатлениями от мумий и полотен Босха перемыванием костей «беспутной» блондинки. «Она не ковбойша! Она из семьи крупных аризонских банкиров. Мы встретились, когда она впервые вышла в свет». — «Откуда, из шкафа? Она гейша?» — «Нет, она красивая, очаровательная девушка и отлично играет на флейте».

«Дождливый день в Нью-Йорке» — это концентрированный Вуди Аллен. Вуди Аллен, возведенный в квадрат. Тут и светский кивок большим романам Скотта Фицджеральда и Джерома Сэлинджера: имя Гэтсби мальчику дала мама-неофитка — в прошлом путана, а ныне хозяйка литературного салона, блистательно сыгранная обладательницей двух «Эмми» Черри Джонс; знакомство с проституткой в баре Карлайл напоминает сцену встречи Холдена Колфилда с Салли. Есть и небрежный привет масскульту, к которому юные снобы относят роман Маргарет Митчелл: «Эшли? Так ведь, кажется, звали того зануду из «Унесенных ветром»?»

Но больше всего здесь самого Аллена, прямых и косвенных цитат из его прежних лент. Это и Нью-Йорк, знакомый по трилогии «Энни Холл», «Интерьеры», «Манхэттен», и очистительный дождь, прямо как в «Матч пойнте», «Алисе» и «Сентябре», смывающий все наносное и помогающий героям раскрыться, открыться или даже расстаться. И типаж невротика-интеллектуала, на этот раз не сыгранный Вуди Алленом, но представленный тремя мужскими персонажами — Гэтсби, Роланом Поллардом и его сценаристом Тэдом Давидофф (Джуд Лоу), стареющим плейбоем, только что узнавшим об измене жены. Эшли, между прочим, на полном серьезе пытается брать у разругавшихся супругов интервью. Приглашение проститутки в качестве помощницы в запутанных семейных делах — сюжетный ход, отсылающий к картине 1997 года «Разбирая Гарри». Но если чернокожая Куки способствовала незадачливому писателю в киднепинге, то престижная эскорт-герл Терри (Келли Рорбах) всего лишь заменила отсутствующую Эшли на приеме в родительском доме Гэтсби. 

Сложно не заметить, что реальность персонажа Шаламе сновидческая, обращенная к прошлому: одетый в вопиюще старомодный твидовый костюм, он бродит по Нью-Йорку тридцатых годов — тут и Центральный парк с его кованой оградой, и люксовые интерьеры отелей Ист-Виллидж, а в одной из заключительных сцен появляется карета — прямо как в ленте 2016 года «Светская жизнь».

Еще один фирменный алленовский прием: межкультурный конфликт, драматически воплощенный в любовном треугольнике персонажей Хавьера Бардема, Пенелопы Крус и Скарлетт Йоханссон в фильме «Вики Кристина Барселона». Здесь он очень американский: темпераментная, наивная, жадная до впечатлений, открытая к людям южанка Эшли и вдыхающие дожди и туманы, скучающие и упражняющиеся в остроумии Гэтсби и Шэннон. И хотя фильм вряд ли станет классикой Вуди Аллена, смотреть его, конечно, стоит — ради шуток, диалогов, видов Большого Яблока и феерических глупостей обаятельной «ковбойши».