Дмитрий Нагиев: «Мы очень бережно отнеслись к чувствам Виталия Калоева»

Денис СУТЫКА

27.09.2018


«Непрощенный»
Россия, 2018

Режиссер: Сарик Андреасян

В ролях: Дмитрий Нагиев, Роза Хайруллина, Самвел Мужикян, Михаил Горевой, Ирина Безрукова и другие

16+

В прокате с 27 сентября

В прокат выходит фильм Сарика Андреасяна «Непрощенный» — драма, основанная на судьбе Виталия Калоева. «Культура» пообщалась с исполнителем главной роли Дмитрием Нагиевым.

культура: Думается, такие непростые в эмоциональном плане роли накладывают свой отпечаток на артиста...
Нагиев: Не люблю говорить про сложности нашей актерской профессии по той простой причине, что существует масса профессий, в которых людям приходится гораздо сложнее, чем нам.

К тому же мне кажется опасным, когда артисты начинают отождествлять себя с образом и потом долгие годы тянут эту историю. Не хочу примыкать к ним. Мы сделали свое дело. Надеюсь, фильм получился. Главное, чтобы люди после просмотра «Непрощенного» не пожалели о потраченном времени. Все, что делаю в профессии, — ради зрителя. Иначе мое присутствие на съемочной площадке теряет смысл.

Изменился ли я? Наверное. Мне кажется, что и до съемок в «Непрощенном» я был достаточно щепетильным и вкрадчивым в своей личной жизни. Во время работы все это обострилось. Я чаще старался «трогать» своих любимых, чтобы убедиться, что они здесь и у них все хорошо.

культура: В «Непрощенном» у Вас довольно много молчаливых сцен. Можете ли немного приоткрыть актерскую кухню и рассказать, что Вы под них подкладывали?
Нагиев: Я прошел старую школу, когда к образованию относились еще очень серьезно. Сейчас актеров готовят все кому не лень. Когда слышу, что на курсе преподают по шесть — девять вторых педагогов, меня просто оторопь берет. Кто эти люди? Почему их зовут и по какой причине они имеют смелость называть себя учителями?!

В мою бытность в ЛГИТМиКе преподавали великие Аркадий Кацман и Владимир Петров. Это был нонсенс, когда два мастера соседних кафедр входили в десятку лучших педагогов мира. Нам на сценической площадке год не давали слова молвить. Когда поступил мой сын Кирилл, то, по-моему, уже на третий день учебы принес отрывок из Тургенева. Я удивился. Как такое возможно?! А где погружение? Ведь для актера наполнить молчаливую сцену — самое тяжелое. Сделать это нужно так, чтобы зритель не начал зевать, сползать с кресел и кашлять. В фильме я пытался эти куски заполнить энергией и смыслом. Насколько получилось, судить не мне. Когда-то замечательный актер Вячеслав Тихонов приоткрыл завесу и сказал, что во время таких сцен в «Семнадцати мгновениях...» повторял таблицу умножения. Я, с вашего позволения, тайну сохраню. Добавлю лишь, что это нечто близкое.

культура: Ради хорошей истории и сильного режиссера готовы поступиться гонораром?
Нагиев: С большим удовольствием снялся бы в настоящем авторском кино. Думаю, там есть что поиграть. Поймите, мне нравится кинематограф. Это моя жизнь и профессия. Я в принципе еще не наигрался. В хорошем материале деньги будут стоять на последнем месте. Так на самом деле было и с «Непрощенным». На первом месте материал, на втором — режиссер, на третьем — деньги.

культура: А Вы не думали, как бы эту историю снял другой режиссер?
Нагиев: По-моему, это не совсем этично по отношению к Сарику Андреасяну. Когда он предложил мне работу над картиной, я понимал, что для него это огромный риск. За ним закрепилась слава режиссера недорогих комедий. В данном проекте он буквально поставил на кон свою репутацию. Такой риск мне импонировал. Я также понимал, что он будет стараться сделать качественное кино, это было видно с первой встречи. Он был очень заряжен идеей, во время работы продумывал каждую деталь. Ни разу не приехал на съемочную площадку без разведенной в голове сцены. Моя задача была соответствовать этому уровню. Мне посчастливилось работать с хорошими режиссерами и приятными людьми. В первую очередь всегда вспоминаю Виктора Титова, снявшего «Здравствуйте, я ваша тетя!» и «Клима Самгина». Помню это удовольствие от общения с умным человеком. И в этом отношении благодарен Сарику: он интеллигентный, глубокий и умный. В перерывах между съемками нам было о чем поговорить и о чем помолчать. Так что не хочется думать, как бы это снял другой режиссер. Что получилось, то получилось. И поздно, как говорится, на зеркало пенять.

культура: Весной, когда мы общались по поводу картины с режиссером, то обсуждали корректность вынесения истории Виталия Калоева на широкий экран. В некоторых СМИ даже начали появляться интервью с Виталием Калоевым. Как Вам видится ситуация?
Нагиев: Мы очень бережно относились к чувствам и переживаниям Виталия Константиновича. Никак не надоедали. А вот звонить ему и бередить рану со стороны журналистов бесчеловечно.

Но, оговорюсь, мы делали не документальное, а художественное кино. Всячески акцентирую — для меня скучен жанр автобиографии. Я создавал художественный образ, не пытаясь каким-то образом пародировать и срисовывать конкретного человека.

культура: Многие артисты, сделавшие успешную карьеру, начинают продюсировать фильмы и даже писать сценарии под себя...
Нагиев: Я стесняюсь. Почти на каждой картине, в которой был занят в последние несколько лет, мне предлагали стать сопродюсером. Я люблю деньги, но не настолько, чтобы обманывать и позориться перед людьми. Собственно, та же история была с «Непрощенным». Ребята мне изящно предложили сопродюсерство, но я отказался. Может быть, потом об этом пожалею, поскольку, мне кажется, фильм соберет в прокате. Когда объявляют какую-то фамилию и говорят: актер, режиссер и продюсер, мне становится немножко неловко. Очень мало тех, кто преуспел во всех отраслях. Их по пальцам можно пересчитать.

культура: После выхода «Непрощенного» все вновь вспомнили еще одну Вашу сильную драматическую роль — в «Чистилище». Никогда не было мысли вернуться в театр, и, быть может, страна узнала бы нового Нагиева...
Нагиев: Поверьте, сейчас я имею возможность сделать в антрепризе все, что хочу, но на сегодняшний день лишен подобных амбиций. Недавно даже отказался от звания «заслуженный артист». Не знаю, может, если предложат «народного», то поплыву, но в целом мне не особо интересны всевозможные награды и лауреатства. У каждого человека свой путь. Я нахожусь на том, который мне сверху спустили. Просто живу и честно делаю свое дело. К тому же «Непрощенный» показал, что сильные драматические истории появляются тогда, когда их совсем не ждешь. Так что продолжаю работать на поприще того маленького искусства, которое мне выпадает, и сидеть, как водоросль меж камней, в ожидании стоящих предложений.


Фото на анонсе: Александр Авилов/mskagency.ru