Бац-бац! И в точку!

Григорий РЕЗАНОВ

11.11.2012

45 лет назад на экраны вышла музыкальная комедия Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке».

Пересказывать сюжет картины нет смысла. Все ее видели, и не по одному разу — именно потому, что создатели «Малиновки» попали «в точку». Так говорил герой Михаила Пуговкина Яшка-артиллерист.

«Свадьба в Малиновке», как сегодня бы сказали, — гениальный пропагандистский «пиар-ход». В конце 60-х в СССР таких словечек не употребляли, но никто и не скрывал, что картина снималась к 50-летию Октября.

«Датских» фильмов о Гражданской войне тогда вышло несколько: «Неуловимые мстители» (1966), «Таинственный монах» (1967), «Новые приключения неуловимых» (1968), «Служили два товарища» (1968). Чуть позже — в 70-м — «Белое солнце пустыни», а еще спустя год — завершение трилогии Эдмонда Кеосаяна. Все они — классика отечественного кинематографа. И заметно похожи друг на друга: не только главной темой Гражданской войны, но и героями.

В детстве, если я включал телик в середине фильма, то часто путал ту же «Свадьбу в Малиновке» с «Неуловимыми мстителями». И тут сабельный бой красных с белыми, и здесь они воюют между собой. В одном строчат из «максимов» и палят из наганов, в другом — тот же арсенал. В «Малиновке» потешный одессит, адъютант Грициана — Попандопуло (Михаил Водяной), в «Неуловимых» его земляк — оригинальный куплетист Буба Касторский (Борис Сичкин).

Но есть еще образ, который возникает в лентах того периода. И не только в картинах о Гражданской. Это отставной солдат. Сначала он появился в сказке Роу «Марья-искусница». Сыграл его Михаил Кузнецов. Если помните, отставник-барабанщик возвращается с войны. Но на пути ему попадаются всякие нехорошие существа, с которыми солдат — с шутками да прибаутками — лихо расправляется, спасает вдову, ее сына, и начинают они все вместе жить – не тужить.

В «Свадьбе в Малиновке», спустя восемь лет, образ отставного солдата — тут как тут. Только он не барабанщик, а артиллерист Яшка. И тоже радость для слабого пола, находящегося в самом соку. Смекалистый шутник, прекрасный танцор. Одна из лучших сцен — когда Яшка, проявляя европейскую галантность, отплясывает с Гапусей – Зоей Федоровой заграничный танец «в ту степь». А спустя еще три года — в «Белом солнце пустыни» — с фронта, через пески Каспия, домой, к «ненаглядной Катерине Матвеевне» движется красноармеец Федор Сухов. И тоже воюет, шутит, устанавливает справедливость.

Все эти герои — защитники Отечества. Простые русские солдаты. Мудрые, знающие почем фунт лиха, хлебнувшие горя. Умевшие и врага в бою одолеть, и кашу из топора сварить. У этих взрослых дядек во времена моего детства была своя «целевая аудитория» — наши папы и мамы. Бабушкам и дедушкам, конечно, по душе были Горпина Дормидонтовна и ее благоверный Нечипор (Евгений Лебедев). У нас же, мальчишек — Яшка-цыган, Данька, Валерка, Ксанка из «Неуловимых мстителей», отважная Яринка из «Малиновки».

Все эти персонажи — без надрыва, лозунгов, «пиара» — выполняли идеологическое задание партии. И справились с ним на пять с плюсом. Эти фильмы любит и знает несколько поколений. Сегодняшним российским идеологам стоит внимательно изучить опыт предшественников. А то как бы не вышло «бац-бац — и мимо!» Когда вы снова услышите, что патриотическое кино нельзя делать на заказ и не надо тратить на это государственные деньги, пересмотрите еще раз «Свадьбу в Малиновке».