Иван Едешко: «Фильм в хорошем смысле слова — сумасшедший»

Дмитрий ЕФАНОВ

28.12.2017

Решающий пас через всю площадку Ивана Едешко в финале мюнхенской Олимпиады невозможно забыть. На протяжении 45 лет игрока сборной СССР и ЦСКА без устали расспрашивают о трех секундах, которые потрясли баскетбольный мир. В ответ спортсмен со свойственной ему добродушной улыбкой отдает лавры героев двум Беловым. Сергею — забившему американцам двадцать очков, и Александру — автору победного броска.

В интервью «Культуре» Иван Иванович поделился впечатлениями от фильма «Движение вверх» и рассказал, о чем думал в кульминационный момент битвы с американцами.

культура: Вы участвовали в съемках картины в качестве консультанта. Итоговый результат порадовал?
Едешко: Начну издалека. Когда мне впервые показали сценарий, я был немного озадачен: идея показалась странной. Отношение изменилось после начала съемок. На первых порах встревал довольно часто, но мне говорили, что это — художественное произведение, и точная детализация тренировочного процесса или игровых моментов не всегда должна стоять во главе угла.

Когда впервые увидел ленту на экране, то остался в полном восторге. Особенно поразил Владимир Машков в роли главного тренера. Психологический актер, способный, не говоря ни слова, взглядом или характерным жестом донести до зрителя драматизм момента. Впечатлила и работа съемочной группы — режиссера, операторов, монтажеров. Фильм в хорошем смысле слова — сумасшедший.

культура: Неужели не искали изъяны?
Едешко: Такое желание быстро пропало. Да, баскетбол показан немного по-другому, но очень зрелищно. Действо на экране захватило зрителей, у людей мурашки бежали по коже, а некоторые женщины даже плакали. Это больше, чем фильм о трех секундах. Авторам удалось в полной мере передать дух того времени. Детализация идеальная. Паркет во дворце перекрасили, как в Мюнхене, кольца тоже сделали сродни тем, что были на Олимпиаде. Брюки-дудочки, фотоаппараты, музыка. Все как в 1970-е. Ситуацию на таможне в Москве также хорошо отыграли, хотя можно было и посердитее (улыбается).

культура: Многие специалисты отмечают удачный подбор актеров и точное попадание в образы наших олимпийских чемпионов.
Едешко: В этом плане все удалось. Хотя ситуация с тем же Паулаускасом была немного переиграна, сбегать он не собирался. Но главное, сам посыл. Родина там, где семья и друзья. Образ литовца получился цельным и правильным.

Что касается Сергея Белова, то сложность его характера трудно перенести на большой экран. Замкнутый человек, постоянно «в себе», но фанатично преданный баскетболу. Тренировался на износ, постоянно самосовершенствовался и в сборной был лучшим игроком. Он изначально ставил перед собой цель — стать олимпийским чемпионом. И своего достиг. Все помнят три секунды. Пас через всю площадку Едешко и победный бросок Александра Белова. При этом забывается, что Сергей в финале с американцами набрал двадцать очков.

культура: Согласны с тем, что «Движение вверх» в первую очередь о том, как амбициозные и разные по характеру люди, благодаря внутреннему стержню и умелому управлению со стороны наставника, становятся единой командой?
Едешко: Действительно, эта победа была достигнута командой c большой буквы. Очень хорошо показано, как в коллектив вписывались представители разных республик. В сборной СССР играли русские, грузины, украинцы, белорус, литовец, казах. Кондрашин, который всех расставил по местам, максимально раскрыл сильные стороны каждого и обернул ситуацию на пользу общему делу. Баскетболисты на площадке четко выполняли задание тренера и не пытались в одиночку спасти Родину.

культура: Главные антагонисты, американцы, в фильме показаны объективно?
Едешко: Мне понравился заокеанский тренер. Его убежденность, умение воздействовать на подопечных. Американцев дали без перехлестов.

культура: Расскажите, о чем думает спортсмен, когда до окончания олимпийского финала остается три секунды и от его действий зависит судьба золотых медалей?
Едешко: О конкретных вещах. Сначала посмотрел на Белова, который стоял в центре площадки в окружении двух соперников. Саша характерно махнул головой. Потом перевел взгляд на Кондрашина и дал понять, что собираюсь пасовать на нашего центрового. Тренер — кивнул. Результат вам известен.

культура: Такие фильмы, как «Движение вверх», способны пробудить в детях любовь к спорту?
Едешко: Абсолютно в этом уверен. Юному поколению надо объяснять, что такое баскетбол, как он влияет на личностное и физическое развитие. В начале каждого своего семинара говорю — дети должны благодарить родителей, за то, что те отдали их в спорт. Это серьезная жизненная школа.