Леонид Верещагин: «У зрителя существует запрос на национальную историю с большой победой»

Ксения ПОЗДНЯКОВА

27.12.2017


«Движение вверх»
Россия, 2017

Режиссер: Антон Мегердичев

В ролях: Владимир Машков, Иван Колесников, Андрей Смоляков, Сергей Гармаш, Кирилл Зайцев, Джеймс Тратас, Кузьма Сапрыкин, Александр Ряполов, Егор Климович, Виктория Толстоганова, Александра Ревенко, Марат Башаров.

6+

В прокате с 28 декабря

После премьеры обозреватель «Культуры» пообщалась с продюсером кинофильма «Движение вверх», генеральным директором «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» Леонидом Верещагиным.

культура: Как возникла идея создания ленты?
Верещагин: После успеха «Легенды № 17», когда стало понятно, что у зрителя существует запрос на национальную историю с большой победой, в поле зрения нашей студии попала автобиография великого баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх», написанная им в соавторстве с Александром Коноваловым, возглавляющим Ассоциацию студенческого баскетбола России. Книга, в основе которой — жизнь Сергея Белова и одна из ярчайших побед в истории мирового спорта, оказалась настолько увлекательной, что мы заказали сценаристу Николаю Куликову, с которым работали на фильмах «Шпион», «Легенда № 17», «Экипаж», оригинальный сценарий, а фильму решили дать название книги.

культура: «Движение вверх» — вторая спортивная драма «Студии ТРИТЭ». С какими новыми для себя вызовами Вы столкнулись, делая картину?
Верещагин: Учитывая опыт «Легенды», для участия в баскетбольных сценах мы задействовали профессиональных баскетболистов. Александр Белов — сын Сергея Белова, сам мастер спорта и баскетбольный тренер, ставил хореографию баскетбольных матчей, занимался как со спортсменами, так и с актерами, превращая их в баскетболистов. И только после почти года тренировок, когда спортивные навыки актеров перешли в стабильную игру, мы начали снимать.

Кстати, баскетбол в последний раз у нас снимали сорок лет назад. Был такой фильм 1975 года «Центровой из поднебесья». Так что для нас это был и вызов с технической точки зрения, с точки зрения производства компьютерной графики. Нам удалось по архитектурным решениям и историческим снимкам реконструировать в 3D знаменитый мюнхенский «Баскетболхалле».

Нашим специалистам удалось также создать уникальную систему клонирования массовки, которая позволяет рассаживать фотореалистичных персонажей на крупностях от среднего плана до сверхобщих.

Ну и, конечно, колоссальным вызовом был беспрецедентный характер самих баскетбольных съемок. Так баскетбол, я думаю, в мире еще никто не снимал. Оператор-постановщик Игорь Гринякин уникальным образом погрузил нас в самый центр этой очень скоростной игры. Основная драма происходит внутри площадки, точнее, на кромке мяча. Он за секунды пролетает десятки метров, переходит от игрока к игроку. Камера не имеет права опоздать, она обязана быть раньше всех там, где происходит действие. Ее надо было научить летать быстрее мяча.

Финальный матч — это кульминация. У каждого игрока есть секунда. Прыжок Сергея Белова, пас Ивана Едешко, характер Александра Белова, скорость Коркии и Саканделидзе, мощь Паулаускаса. 300 спортивных элементов — репетировали шесть месяцев. Режиссер-постановщик Антон Мегердичев вместе с оператором разрезал на секунды всю игру и придумал для каждого мгновения свой ракурс. На площадке всегда было шесть камер и соответственно шесть операторских команд. Одна камера летала над игроками и отвечала за скорость и географию каждого спортивного элемента. Другая всегда была на площадке внутри действия.

Третья камера отвечала за глаза актера, за его характер. Четвертая снимала противника, того, кто мешает нам победить. Пятая, располагавшаяся на полу, проезжая под ногами актеров, отвечала за рост и ракурс. Наконец, шестая — «рапид», ее задача остановить время. Для того чтобы связать все шесть камер в единый организм, использовалась синхронизирующая аппаратура, превращающая в один цифровой поток все сигналы с площадки. Технологии сегодняшнего дня позволили снять матч 1972 года, что раньше было бы невозможно.

культура: Почему у всех игроков сборной реальные имена, а тренер получил псевдоним?
Верещагин: У каждого человека есть право на использование своего имени. И часть героев отказались дать нам такое разрешение. Мы отнеслись к этому с уважением, и имена заменили. Что касается непосредственных участников тех событий, игроков сборной СССР — заслуженных мастеров спорта и олимпийских чемпионов 1972 года Ивана Едешко, Алжана Жармухамедова и Модестаса Паулаускаса, то они дали нам разрешение на такое использование и выступили консультантами нашей картины. Своими рассказами, материалами, находящимися в их распоряжении, присутствием на съемочной площадке они очень помогли в работе над фильмом.

культура: В главной роли Вы изначально видели Владимира Машкова или были какие-то иные претенденты?
Верещагин: Нет, никаких других актеров мы даже не рассматривали. Когда еще работали над «Экипажем», я поделился с Машковым нашими планами, рассказал сюжет будущего фильма, как я его себе тогда представлял, ведь еще даже сценарий не был написан. Мы с ним посидели, поговорили, он очень заинтересовался и сказал: «Давайте сценарий, будем смотреть». Конечно, так, как нас, его в тот момент эта история не волновала, но никого другого в этой роли мы не видели.

культура: И в «Легенде № 17», и в «Движении вверх» показано наше соревнование с Западом, а Вы как продюсер обеих лент тоже хотели потягаться с Голливудом?
Верещагин: Таких задач перед нами не стояло. Просто мы понимаем, какие требования предъявляет к нам зритель, которому доступны все фильмы мирового кинематографа. Поэтому, чтобы наше кино не выглядело ущербным, изначально не проигрывало по качеству изображения, звука, компьютерной графики, уровень этих компонентов должен соответствовать мировому. За последние несколько лет кино в нашей стране совершило колоссальный рывок. Не случайно наши ленты стали смотреть и покупать на иностранных рынках, а количество продаж за рубеж зрительских, а не только авторских, картин выросло в несколько раз. Возвращаясь к вашему вопросу: глобально никакого соревнования не велось, мы просто хотели сделать по-настоящему качественную картину и вложить в нее те эмоции и чувства, которые мы сами испытывали.

культура: Оба тренера — и Тарасов, и Гаранжин — харизматичные лидеры. Только Тарасов из «Легенды» — диктатор, а Гаранжин — скорее дипломат. Какой стиль руководства ближе Вам?
Верещагин: Мне ближе тот стиль, когда ты веришь в идею, веришь в то, чем занимаешься, понимаешь, чего хочешь достичь, и делаешь все возможное и невозможное, чтобы и твои коллеги загорелись проектом, заинтересовались и приложили максимум усилий для того, чтобы фильм получился. А уж какими средствами это достигается, вопрос личных качеств и личного взаимодействия с конкретными участниками съемочных групп на каждой конкретной картине.

культура: Сегодня очень популярна тематика 70–80-х. Чем так привлекательно это время для кинематографа?
Верещагин: Я не разделяю вашей точки зрения, что тематика 70–80-х годов чем-то более привлекательна для зрителя, чем любое другое время. Просто мне, как человеку, формировавшемуся в то время, оно понятно. События, которые мы описывали и в «Легенде № 17», и в «Движении», произошли в 1972 году. Одной из продюсерских задач было по возможности передать более молодым коллегам (режиссеру, сценаристу, оператору, художнику) дух того времени, тех соревнований, передать им чувства, которые испытывали мы, когда наши спортсмены завоевывали золотые медали, показать приметы времени, в котором мы жили.

культура: В фильме триумф 72-го года вкупе с титрами, где показано не одно поколение наших олимпийцев, смотрится особенно драматично на фоне отстранения нашей страны от Олимпиады. Думали ли Вы, что такое возможно, когда делали картину?
Верещагин: Съемки фильма и отстранение нашей сборной происходили в абсолютно разное время. И, конечно же, мы об этом не думали. Сейчас, возможно, кто-то из кинокритиков и зрителей будет приписывать картине такую интригу. Значит, фильм попадает в точку.

Что касается титров, то прежде всего нам хотелось показать хронику того самого матча, который мы так подробно реконструировали. Поставив хронику, начали искать под нее музыку. Затем пришла в голову мысль, а почему бы не взять классическую композицию Александры Пахмутовой «Герои спорта» в исполнении Муслима Магомаева? Смонтировав, поняли, что эта музыка, являющаяся гимном спорта, шире и больше конкретного баскетбольного матча. Тогда-то и родилась идея продолжить хронику, показать выдающиеся победы наших легендарных спортсменов в более позднее время и закольцевать историю моментом, когда наша сборная идет с российским флагом на Олимпийских играх в Сочи.

культура: Ждете какого-то резонанса в связи с тем, что происходит с нашей сборной? Может ли подобная ситуация как-то повлиять на судьбу картины?
Верещагин: На судьбу картины, с моей точки зрения, влияют две вещи: интерес к фильму, а он подогревается рекламной кампанией, и качество самого фильма. Поэтому вместе с надеждой на хорошие сборы наша цель заключается в том, чтобы судьба «Движения вверх» сложилась не хуже, чем у «Легенды № 17» и «Экипажа», которые полюбились зрителю, стали народными хитами, о чем однозначно свидетельствуют рейтинги телевизионных показов и количество просмотров в сети интернет. Завершая тему прогнозов, могу сказать лишь одно: мы сделали все, что могли. Теперь слово за зрителем.


Фото на анонсе: Евгений Биятов/РИА Новости