Никита Михалков: «Россияне голосуют рублем за наше кино»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

13.12.2017

11 декабря в Центральном доме кинематографистов прошел Х съезд Союза кинематографистов Российской Федерации. На пост председателя был переизбран Никита Михалков, возглавляющий профессиональное сообщество с 1997 года. Кандидатуру режиссера поддержали 270 из 278 присутствовавших делегатов.

Михалков поблагодарил коллег за оказанное доверие:

 — Мне очень важно, чтобы вы поняли и почувствовали: никто из нас не держится за власть. Самое главное, сегодня Союз становится организацией, готовой к деятельному сосуществованию. А раз есть такая энергия, недалек день, когда, даст Бог, мы передадим ее в мощные молодые руки.

Открывая юбилейное собрание, режиссер рассказал об успехах российской киноиндустрии:

— С начала существования Союза, съезды кинематографистов были радостной констатацией достижений, в чем-то справедливой, а в чем-то нет. Потом пришли времена, когда все стало плохо, и мы существовали в рамках «хроники убывающего плодородия». Но сегодня я хочу говорить не о Союзе, а об отрасли, являющейся смыслом нашей жизни. На прошлом съезде мы отмечали проблемы: малое количество кинотеатров, дорогие билеты, засилье западного кино. Наши фильмы не собирали кассу, зрители уходили в интернет, мало внимания уделялось детям, спортивным и патриотическим фильмам. Что сегодня?

За это время Министерством культуры, Фондом кино и нашим Союзом проделана гигантская работа. К 2013 году у нас было 3100 кинозалов. Сегодня их число увеличилось в полтора раза — 4700 залов, обеспеченных цифровым оборудованием. Это не идет ни в какое сравнение с прокатной индустрией США, но когда мы выпускали «Сибирского цирюльника», в стране работало 36 кинотеатров. При этом сборы российских фильмов выросли в два раза: они забирают 23 с половиной процента кассы — более одиннадцати миллиардов. Россияне голосуют рублем за наше кино. Кто стал лидером проката? «Последний богатырь», «Сталинград», «Викинг», «Экипаж», «Елки 3», «Вий», «Три богатыря: Ход конем», «Три богатыря на дальних берегах», «Легенда №17», «Притяжение»... Часто говорилось, что наши люди смотрят только комедии. Видите, это неправда. Что является основой хороших сборов, кроме рекламы и сарафанного радио? Желание пойти в кино с семьей и потом прийти еще раз. Это принципиально важная вещь.

Есть великие имена, связанные с понятием «авторское кино», но сегодня так называют просто плохое кино, в котором автор — не автор, а непрофессиональный человек, прикрывающийся формулой «я так вижу». Сергей Аполлинариевич Герасимов как-то охарактеризовал работу своего студента, настаивавшего на искреннем самовыражении: «Искренность котенка — в его «мяу». И таких «мяу» сегодня много. Я не говорю, что следует применять какие-то меры, но право на авторский взгляд должно быть у автора, а не у того, кто не умеет снимать кино. Зритель не хочет смотреть непрофессиональные фильмы и видеть себя в мерзости, в грязи. Это не значит, что все должно быть отлакировано, чистенько и лживо, но я никогда не устану повторять фразу православного старца: «Жестокая правда без любви есть ложь». Ты можешь говорить о самых страшных и самых жестоких вещах, но я должен видеть, кого ты любишь. Рассказать мне, что я ничтожество, не трудно, а вот помочь найти выход из проблем — другое дело. И люди начали ходить в кино, потому что оно перестало опускать их на дно. Но, по большому счету, самые кассовые наши картины — это очень неплохое, в лучшем смысле слова советское кино, где существуют отношения, вера, надежда и любовь. Они не просто хорошо сделаны, а нужны людям. Значит, мы начинаем выходить из кризиса, в котором находились долгое время.

Михалков отдельно коснулся ситуации с Ялтинской киностудией:

— Это место не может быть захламлено и не должно исчезнуть. Идея состоит в том, что эта студия не будет иметь своего режиссерского штата, а станет мощнейшей базой, на которой одновременно могут сниматься до семидесяти картин. Почему? В Крыму есть все — изумительная природа, море, реки, водопады, горы, степи и пустыни. Режиссер должен приехать с парой белья и сценарием, поселиться в студийной гостинице и получить готовое оборудование. Это невероятно удешевит производство. Вступление в строй Ялтинской студии — может быть, ключевая история, позволяющая разгрузить другие площадки, а главное, сделать Крым местом, куда тянутся люди. Крым — наш, Ялта — наша, и Ялтинская студия также должна работать на отечественный кинематограф!

В торжественной обстановке председатель вручил членские билеты новым членам Союза: самарскому оператору Ивану Антонову, его питерской коллеге Асии Зиганьшиной, продюсерам Наталье Васильевой и Александру Досталю, его брату, режиссеру Евгению Досталю, писателю и драматургу Юрию Полякову, признавшемуся, что документы для вступления он подал по рекомендации великого драматурга Евгения Габриловича ровно тридцать лет назад. «Дошел только сейчас, спустя тридцать лет, ленив русский человек!» — заявил глава редакционного совета «Литературной газеты». А сербский новобранец, Станислав Попович, поблагодарил за честь и поклялся снимать не только развлекательное кино, но и фильмы, поддерживающие православную веру и славянскую традицию, а не кальки с зарубежных картин.

Лидер курского областного киновидеофонда Андрей Немиров призвал обратить внимание на ситуацию с сельским кинопоказом. Главная проблема — крупные мэйджоры, российские компании, все чаще отказывающиеся выпускать блокбастеры на цифровых носителях. В итоге до сорока миллионов жителей провинции оказываются заложниками параллельной реальности: рекламируемые по телевизору ленты не добираются до удаленных кинотеатров. Несладко приходится и зрителям райцентров: голливудские дистрибьюторы оккупируют экраны для проката американских лент. Люди успевают посмотреть их за пару дней, оставшееся время хиты крутятся в пустых залах. Выслушав докладчика, делегаты поручили заняться проблемой только что созданной Комиссии по организации кинопроката в регионах под руководством Александра Адабашьяна.

Но есть и хорошие новости. Молодежный центр Союза кинематографистов стал застрельщиком регионального кинопроизводства — с 2013 года при его участии было создано тридцать фильмов-событий, а всего он поддержал сотни проектов, состоявшихся благодаря тридцати региональным питчингам, проведенным в 15 регионах. На повестке дня — расширение географии публичных защит. Важным вкладом в киноиндустрию обещает стать портал Молодежного центра moviestart.ru — будущая биржа кинопроектов. Впечатленные объемом проделанной работы делегаты одобрили идею проведения фестиваля регионального кино в Центральном доме кинематографистов. Единодушно поддержали постановление об участии Союза в организации празднования 100-летия ВГИКа.

Заместитель председателя Клим Лаврентьев отчитался об оказанной помощи инвалидам и пенсионерам: за отчетный период на реабилитацию и поддержку товарищей Фонд помощи ветеранам кино «Урга — территория любви» и семейный фонд Виктора Вексельберга выделили более ста миллионов рублей, а лично Михалков внес 37 млн. Заместитель председателя Союза Валерий Тонких представил проекты нового Дома ветеранов кино в Матвеевском, реконструкции московского Дома кино и Дома творчества «Репино», а также переоборудования Дома творчества «Болшево» в учебный центр детского творчества.

Подводя итоги юбилейной встречи, Никита Михалков подчеркнул:

— Настоящие сила, богатство, слава и власть только тогда настоящие, когда они направлены на пользу другим людям. Мы с вами вместе живем почти двадцать лет. Главное, что Союз устоял, и многие из вас могут подтвердить, что я никогда не использовал его в личных целях. Мы не зря доверяли друг другу. И я надеюсь, так будет и впредь, потому что недоверие уже однажды привело к огромному количеству неприятностей и бед. Всегда то, что происходило в Союзе, потом происходило и в стране. Стабильность в Союзе — стабильность в стране!


Фото на анонсе: Рамиль Ситдиков/РИА Новости