Это была их лучшая фильма?

Алексей КОЛЕНСКИЙ

22.12.2016

Завершается Год российского кино. Каковы его итоги и стоит ли нам ждать возрождения важнейшего из искусств, «Культура» выясняла вместе с ведущими деятелями отрасли. 

Отчет Фонда кино внушает оптимизм: сборы отечественных картин по сравнению с 2015-м возросли на 15,6 процента, подойдя к отметке восемь миллиардов рублей. Полтора из них в общую кассу принес «Экипаж» Николая Лебедева. Блокбастер «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» посмотрел каждый седьмой зритель. Возможно, этот успех повторит стартующий 29 декабря «Викинг» Андрея Кравчука, но узнаем мы об этом лишь в будущем году. Пока же «Экипаж» остается единственным окупившимся высокобюджетным проектом 2016-го. Ближайших конкурентов — «Дуэлянта» Алексея Мизгирева и «Ледокол» Николая Хомерики — постигла неудача. Обе ленты не отработали потраченных денег. Предсказуемо в плюсе мультик «Иван Царевич и Серый Волк 3» Дарины Шмидт и камедиклабовская юмореска Александра Незлобина «Жених». Принесли прибыль «Страна чудес», «День выборов 2», «28 панфиловцев» и «Коллектор». 

Всего было снято более ста игровых, 216 документальных и 82 анимационных фильма. Очевидно, что далеко не все дошли до большого экрана. Да и говорить о существенном росте аудитории пока не приходится: Иностранный кинематограф покорил сердца 170 млн наших зрителей, российские мастера экрана — примерно 35 миллионов. Несмотря на скромные показатели, в отечественном кинопроцессе наметился содержательный скачок. Планку задал «Экипаж». Искреннее желание завоевать аудиторию повенчалось с перфекционизмом и породило алхимию чуда — атмосферу присутствия в широкоформатном, выверенном до миллиметра испытании героев на прочность. Нормальный полет народного хита обеспечили простые человеческие качества. Искренность, мужество, доверие, братская сплоченность стали духовной скрепой сюжета, залогом спасения персонажей, условием диалога зрителей и создателей. 

Союз продюсеров и режиссера возвел фильм-катастрофу в ранг фильма-события, дав импульс коллегам. Авторы «Ледокола», «Землетрясения», «28 панфиловцев» также сдали зачет на большой стиль. Но картинам Николая Хомерики и Сарика Андреасяна не удалось растолкать конкурентов, а малоизвестные питерские дебютанты Ким Дружинин и Андрей Шальопа совершили подвиг и вышли в плюс: материал обязывал. Если «Ледокол» и «Землетрясение» рассказывали о природных катастрофах, то авторы «28 панфиловцев» реконструировали героический эпизод Великой Отечественной и призвали публику не развлечься, а вспомнить, как побеждали деды. Зрителям показали не одноразовый аттракцион: позволили прикоснуться к судьбе своего народа. На экраны возвращается коллективный герой — ответственный гражданин, четверть века назад ликвидированный как класс заодно со страной. Оказывается, его ждали. Неуклонный, пусть и небольшой, рост престижа похода в кинотеатры — главный социальный итог Года российского кино. 

Добрыми знаками стали также первый успех независимого кинопроизводства и перезапуск режиссерских карьер. «28 панфиловцев» стартовали как краудфандинговый проект. На собранную пользователями интернета сумму (беспрецедентные 35 миллионов рублей) соавторы провели подготовительную работу. Ее результаты впечатлили чиновников, поддержавших съемки государственным рублем. Снятый за семь смен «Коллектор» Алексея Красовского наделал много шума и продержался на экранах пять недель, заработав 50 миллионов. «Рай» Андрея Кончаловского завоевал венецианского «Серебряного льва» и вошел в оскаровский шорт-лист. Чудом преображения стало возвращение после четвертьвекового молчания режиссера Карена Геворкяна. Мощная народная драма с непрофессиональными актерами «Вся наша надежда» выйдет на экраны в новом году. 

Художественные достижения оценят академики на церемонии награждения Национальной кинопремией «Золотой орел». Но не менее важна работа на перспективу. В 2016-м началась кинофикация малых городов России — двери распахнули более ста залов, оборудованных за государственный счет современной аппаратурой. В наступающем откроются еще триста площадок — по условиям договора до конца 2019 года они обязаны демонстрировать отечественные ленты на половине сеансов. 

Директор Фонда кино Антон Малышев

— В Год российского кино аудитория отечественных картин возросла на десять процентов, более чем на двадцать увеличилось количество фильмов, собирающих свыше ста миллионов рублей. На экраны вышли сразу две премьеры в формате IMAX, «Дуэлянт» и «Экипаж». Лента Николая Лебедева была показана в странах Ближнего Востока, Европы, Китая. Последний стал настоящим стратегическим партнером российского кино: четыре фильма («Экипаж», «Мафия. Игра на выживание», «Он — дракон» и «Крякнутые каникулы») собрали в Поднебесной двадцать миллионов долларов. 

Отечественные картины привлекают все больше внимания наших зрителей. Это позволяет говорить о том, что количество, наконец, начинает определять качественные сдвиги. И тут, на мой взгляд, становится очевидной главная проблема киноиндустрии — перегруженность рынка. Ежегодно в российский прокат выходит до трехсот иностранных лент. Половина из них обеспечивает лишь два процента сборов. Как правило, это спам: американские студии продают нашим прокатчикам «пакеты» довеском к блокбастерам. Если эти сеансы занять российским кино, никто не проиграет. Думаю, мы сможем сформулировать инициативы, позволяющие исправить ситуацию.

Режиссер Николай Лебедев:

— Жизнь кино не начинается и не заканчивается объявленным Годом. Лично мне он принес много добрых вестей. Особенно приятно, что «Экипаж», имеющий успех в нашей стране продолжил прокатную жизнь и за пределами России — его увидели в Китае, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Но главным итогом считаю возрождение кинотеатров в малых городах. Многие люди, родившиеся в 90-х, впервые получили возможность увидеть фильмы на большом экране. Это очень важно для меня как режиссера — настоящее кино появляется там, где его ждут. К сожалению, сам я в силу профессиональной загруженности успел посмотреть не так много. Мне запомнились «Дуэлянт» Мизгирева, «Коллектор» Красовского, «Ученик» Серебренникова, «Хороший мальчик» Карас.

Режиссер Владимир Хотиненко

— Если говорить об ориентирах, нельзя обойти «Экипаж», продемонстрировавший возможности и диапазон зрительского интереса к фильмам-событиям. Не стоит забывать и о телевидении — сегодня неуместно делить экраны на большой и малый, вопрос лишь в том, присутствует в произведении магия кино или нет. Даже сериал «София», рассказывающий об эпохе Ивана III, при обоснованных исторических претензиях, пробудил необычайный интерес аудитории. 

Но, увы, настоящего прорыва не произошло — ничего не бывает вдруг, по мановению волшебной палочки. Год российского кино был нужен, чтобы открыть новые перспективы, поэтому главным итогом считаю запуск большого количества дебютов и расширение региональной киносети. Результаты мы увидим на экранах в 2017-м, тогда и поговорим о достижениях и провалах. 

Возникнет ли, наконец, новая русская волна? Как знать, по-моему, это — событие мистического порядка, но, судя по уровню абитуриентов Высших курсов сценаристов и режиссеров, она может оказаться не за горами: такого количества зрелых и талантливых людей мы не видели много лет — выбор был очень трудным. 

Строя планы, нужно исходить из того, что финансирование кинопроизводства не увеличится, однако деньги решают далеко не все. Наша основная аудитория — молодежь. Значит, и к производству нужно привлекать как можно больше юных, азартных, инициативных. Они — наш организационный и стратегический резерв, который требует мобилизации. 

Режиссер и продюсер Алексей Петрухин:

— На мой взгляд, в России началось возрождение индустрии. На федеральном и региональном уровне все осознали: кино — это большая политика, а при правильном подходе и прибыльный бизнес. Без поддержки государства нам пока не обойтись. Думаю, это закономерно — кино обязано нести воспитательную функцию и объединять людей. В этом смысле важно, что зритель проголосовал рублем именно за «Экипаж». Не столь финансово успешные «Дуэлянт» и «Ледокол» также задали новые форматы качества. 

Вместе с тем Год кино обнажил системную проблему: мы пока не научились честно конкурировать друг с другом, предпочитаем толкаться локтями. Например, в апреле нас ждет практически одновременный старт двух космических саг — «Салют-7» и «Время первых». Надеюсь, Минкультуры сможет предложить смелое, но взвешенное решение вопроса и укрепит хрупкую конструкцию растущего рынка, что прежде всего пойдет на пользу региональным проектам. 

Лично для меня это был знаковый год. Мы сняли военный шпионский детектив «Прощаться не будем» с Мерзликиным, Бероевым, Горобченко, Робаком. Сумели привлечь к работе над фильмом «Путешествие в Китай: Тайна железной маски» Арнольда Шварценеггера и Джеки Чана. Запустили продолжение «Училки» с Ириной Купченко. Готовимся к съемкам исторических детективов «Преступление и наказание» (история Родиона Раскольникова, увиденная глазами сестры Дуни) и «Эпоха расцвета: Начало» (расследование убийства царевича Дмитрия в Угличе), запускаем фильм-катастрофу «Второй гидроагрегат». 

Не забываем и о социальных проектах. По просьбам зрителей провели повторный некоммерческий прокат «Училки» в 36 городах России, пообщались с педагогами и детьми. Организовали детские киносмены во Всероссийском детском центре в Анапе. За 21 день около пятисот школьников сняли свои первые фильмы, поработали с Андреем Мерзликиным, а победители конкурса сыграли в эпизодах наших новых картин. 

Режиссер, продюсер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров

— Год российского кино порадовал всплеском популярности отечественных картин — в адрес «Мосфильма» поступили тысячи обращений с просьбой разрешить показы лент из нашей коллекции. Правда, в основном востребованы советские. Что касается современности, то, к сожалению, системных сдвигов в отрасли не произошло. Качество картин остается неблагополучным, большая часть вызывает недоумение — для кого они делаются?  Чтобы возродить кинематограф, необходим единый центр, занимающийся всем спектром проблем: прокатом, продвижением за рубеж, развитием технологий. Многих пугает старое слово «Госкино», но дело не в названии — советская система была очень эффективной и появилась не на пустом месте. В настоящий момент функции руководства могут быть поручены, например, действующему Фонду кино. Прежде всего нужно сосредоточиться на сценарной работе. Поскольку основной инвестор у нас — государство, нужны люди, несущие персональную ответственность за качество проектов, — редакторские группы, существующие на любой голливудской киностудии. Сейчас судьбу сценариев решают ни за что не отвечающие экспертные советы, у которых нет ни средств, ни стимула содержать редакторов. Профессиональную работу с авторами никто не ведет, но именно уровень подготовки сценариев определяет качество картин. Сырая, не обкатанная драматургия тянет на дно и производство, и прокат. 

К слову сказать, профессиональная редактура сохранилась на телевидении, поэтому многие сериалы сегодня более востребованы зрителями, чем кинопремьеры. Для меня Год кино ознаменовался работой над картиной «Анна Каренина». Фильм почти готов, премьера намечена на конец мая. Во избежание лишних разговоров замечу: проект снимался без привлечения государственных средств. 

Режиссер Андрей Кончаловский:

— Кино почти не смотрю. Желание увидеть что-то возникает, лишь когда говорят: вот хорошая картина, снятая пару лет назад. Но представление о том, что творится в индустрии, получаю из первых рук на встречах с начинающими режиссерами. И думаю, повод для радости у нас есть. Тенденции 90-х, когда снимали «все что нельзя», исчерпаны. Почему это явление называли «чернухой»? Не из-за участвовавших в «оргиях правды» бомжей и проституток — дело в том, любили режиссеры своих героев или нет. Если автор испытывал к ним светлые чувства и доносил их до зрителя, «чернуха» превращалась в нечто иное. 

Затем у нас возникла мода на кино «как у них». Чиновники считали: нам нужно конкурировать с Голливудом. Но «фабрика грез» снимает не американские фильмы, а свободно конвертируемый продукт, весьма далекий от реальной жизни страны — красивый, яркий, лишенный запаха, в нем даже черви завестись не могут. И мы пытались воспроизвести этот стерильный «стиль». Это смешно, ведь он возможен лишь на территории американского мифа. 

Сегодня возникла российская школа режиссеров, снимающих не «продукт», а русское авторское кино — картины, рассчитанные на родителей, а не на жующих попкорн детей. Все-таки большой экран придуман для людей мыслящих, читающих. Таких мало, тем они и дороже. Сейчас мне интереснее те, кто хочет смотреть мои скучные для большинства фильмы, такие, как «Рай» — субтитрированная лента на трех языках.

Режиссер Андрей Кравчук:

— Искренне радовался успехам «Экипажа», огорчался прокатным неудачам «Дуэлянта» и «Ледокола» — очень талантливых и сильных фильмов. Думаю, несмотря на блестящее качество материала, игры, графики, они обещали больше, чем показали в финале. Чересчур много сил ушло на «тело и мясо» историй, мощную эстетическую подачу, ставшую важной частью авторского высказывания. В конце режиссерам не хватило лишь полтона для удовлетворения зрительских ожиданий. Тем не менее «Ледокол» привлек заметно больше публики во вторую неделю проката — значит, на него поработал хороший «сарафан». Видимо, слабоват был импульс рекламной раскрутки. Надеюсь, «Викинга» ждет иной прием — мы вложили в этот проект очень много труда и надежд.