Ольга Погодина: «Я могла бы стать дрессировщицей»

Андрей МОИСЕЕНКО

22.09.2015

В нынешнем телесезоне на Первом канале зрители увидят сериал «Маргарита Назарова», посвященный знаменитой советской укротительнице тигров. Главную роль в нем сыграла Ольга Погодина. Все трюки со зверями она выполняла сама, без дублеров: клала голову в пасть тигру, взлетала с хищниками под купол цирка, плавала с ними в бассейне... О том, как проходили съемки, было ли страшно, актриса, выступившая, кстати, и в качестве сопродюсера фильма (вместе с Алексеем Пимановым), рассказала в интервью «Культуре».

культура: Много хищников собралось вокруг Вас?
Погодина: Давайте посчитаем (задумывается). Взрослые тигры — Элтон, Оззи, Джастин, Анита, Мартин, Шакира, Шанель. Два тигренка. Леопард, пантера Милан, медведь Гоша и шимпанзе Бу. Надеюсь, никого не забыла. Но главные персонажи, конечно, тигры. 

культура: Вы их различали, как говорят, «в лицо»?
Погодина: Еще бы! Могу описать характер каждого, повадки, кто что любит. Мы же коллегами были на съемочной площадке (смеется). Особенно я сдружилась с тигрицей Шакирой. Оказалось, она безумно любит обычную вареную колбасу, представляете? За кусок «Докторской» готова любой трюк исполнить. Раньше я думала, что такое только в мультфильмах бывает. 

культура: Недавно, уже после съемок сериала, Вы с Эдгардом Запашным провели Международный фестиваль циркового искусства «Идол» в Москве. Это после «Маргариты Назаровой» такая любовь к арене проснулась?
Погодина: Вовсе не после. С Эдгардом и Аскольдом дружим уже лет десять. Примерно столько же была знакома с их самым талантливым тигром — Мартином. Он, к сожалению, был уже старенький и во время съемок «Маргариты Назаровой» умер. Чем-то меня привлекают эти красивые и гордые животные. Хожу в цирк на каждую новую программу Запашных — уже много лет.

Мы давно прикидывали, что можем сделать вместе: я, Эдгард и его тигры. Но то у него гастроли, то у меня новые картины. А однажды моя хорошая приятельница режиссер Ольга Субботина («Про любоff», «Столица греха». — «Культура») предложила снять фильм про первую советскую укротительницу львов Ирину Бугримову — говорит, я характером на нее похожа. Я отправилась к Гарику Запашному на консультацию. Тот развел руками: «У Бугримовой было 11 желтых львов, мы столько не соберем. У нас только тигры». И предложил снять кино о Маргарите Назаровой — удивительной женщине с очень нелегкой, интересной и романтичной судьбой. Это не только летопись достижений выдающейся укротительницы, но и трогательная любовная история ее отношений с мужем, тоже известным дрессировщиком Константином Константиновским.

В детстве я была к цирку равнодушна. Только после знакомства с Запашными начала внимательнее присматриваться к людям на манеже. И поняла, что это фантастически честное искусство. Нет ни допинга, как в спорте, ни притворства. Только смелость в чистом виде, мастерство и эмоции.

культура: Вы не раз публично признавались, что не экстремал. Как же решились зайти в клетку к хищникам?
Погодина: Да, я не понимаю экстремальные развлечения. Например, прыжки с парашютом «для души». Зачем, что я, вэдэвэшник, что ли? Но сняться в компании тигров я согласилась, не раздумывая. Во-первых, это моя работа — сниматься. Во-вторых, я тигров люблю, и, как выяснилось, они меня признают. Я не сумасшедшая, не пребывала в эйфории, прекрасно осознавала всю опасность. Четко выполняла указания дрессировщиков, была предельно внимательна. Приняла правила игры, и поэтому со мной ничего не случилось.

культура: Ваша героиня Маргарита Назарова, в свою очередь, сыграла в фильме «Полосатый рейс». Тогда съемочной группе на «Ленфильме» раздали специальную инструкцию по технике безопасности. Вот цитата из нее: «Если к тебе в каюту неожиданно войдет тигр и возьмет твою ногу в пасть, ни в коем случае не нужно вырываться, надо просто небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду. Ему станет неинтересно, и он уйдет». А как Вас инструктировали?
Погодина (смеется): Очень правильная инструкция, все точно описано. А наших артистов и членов съемочной группы заставили подписать бумагу, что к тиграм никто не имеет права приближаться. Штраф — 50 000 рублей, если не ошибаюсь. Но мне, Андрею Чернышову (сыграл мужа Назаровой, дрессировщика Константиновского. — «Культура») и Андрею Леонову (сын Евгения Леонова повторил в сериале роль своего отца из «Полосатого рейса». — «Культура») с тиграми все же пришлось работать в прямом контакте. Так что теперь мы вроде должны платить штраф, но не знаю, кому. А если без шуток, все было очень профессионально — люди к зверям не подходили. Да и, как я заметила, никто особого желания не испытывал.

культура: Фильм еще не вышел, но кадр, где Вы кладете голову в пасть тигру, вызвал большое оживление в интернете. Какова предыстория эпизода: так по сценарию планировалось или Вы уже в процессе съемок расхрабрились?
Погодина: Мы в сериале повторили все трюки, которые делала Маргарита Петровна на манеже. За исключением одного — «ковра». Это когда тигры ложатся в ряд, а дрессировщица укладывается на них сверху — Назарова его сделала первой в мире. Но, к сожалению, тигры Эдгарда к этому номеру не подготовлены, а на обучение ушло бы не менее года. Поэтому, чтобы не отходить от исторической правды, от «ковра» отказались. Мы, вообще, сняли фильм в стиле ретро — применяли специальные объективы, фильтры и прочее. Я в своих картинах охотно использую разные эффекты, но здесь ничего подобного нет. Это спокойное плавное кино, которое должно создавать соответствующее настроение.

Зато мы добавили несколько трюков, которых в репертуаре Маргариты Петровны не было. Например, та же «голова в пасти тигра». Признаю, он зрителей впечатляет, но ничего сложного в нем нет, надо лишь точно соблюдать технику исполнения. 

А самым сложным и опасным для меня стал трюк «качели». Я с тигром на доске под куполом цирка. Один на один, без дрессировщика! Ты морально и физически должна управлять зверем, который парит в воздухе. Например, при исполнении «голова в пасти» обученный тигр совершенно не волнуется, потому что крепко стоит на земле всеми четырьмя лапами. А тут даже для человека стрессовая ситуация, что уж говорить о животном. Амплитуда раскачивания — пять метров, стоим бок о бок, мое колено у головы зверя, в любой момент может цапнуть. Делали много дублей — крупные, общие, средние планы... Под конец Шакира, бедненькая моя, устала и уже не вставала на качелях, а просто лежала. Я поднимала ее, и два раза она попыталась ко мне развернуться — это реально опасно. 

Будет в фильме еще один аттракцион, которые исполняют лишь единицы. В полной темноте на манеже вращается освещенный яркий шар, 4 метра в диаметре, а на нем, на узкой площадке, — мы с тигром. В кульминации эпизода я сажусь на спину хищнику.

культура: Много «боевых шрамов» после съемок?
Погодина: Ни одного. Наши тигры хорошо воспитаны, и мы друг друга прекрасно понимали (улыбается). Но все же один опасный момент был. Во время съемок тех же «качелей». В перерыве между дублями во всем павильоне внезапно погас свет. Представляете, ситуация? Тигр, он же кошка, — нас в темноте видит, а мы его нет! Большинство несчастных случаев в цирке, как правило, в такие моменты и случаются. Я стояла рядом с Шакирой, а Эдгард был на другой стороне арены. Едва стало темно, я еще ничего не сообразила, а дрессировщик каким-то невероятным образом оказался рядом и за шкирку тащил меня прочь от тигрицы.

культура: Неприятная тема, но без нее не обойтись. Многие Ваши критики в интернете утверждают, что самые опасные трюки за Вас с Чернышовым исполняли профессионалы.
Погодина (пожимает плечами): Я могу все материалы отдать на экспертизу. Даже с удовольствием это сделаю, если кто-то захочет провести такое исследование. В итоге выйдет хорошее шоу, а это дополнительная реклама фильму. Впрочем, профессионалы, увидев ленту, все поймут сами. Особо опасные моменты я специально даю только на общих планах, даже «крупняков» там нет, чтобы у критиков не было соблазна подумать, что там склейка. А интернет... Есть люди, которые дело делают, а есть те, кто только подличает. Я взрослый человек, и мне плевать на подобные мнения. Я ведь и на манеж могу выйти, продемонстрировать все трюки из сериала. Кстати, мне из Росгосцирка пришло официальное приглашение сделать шоу по мотивам фильма. Сейчас думаю, может, и начну выступать. Уверена: и зрителям понравится, и денег заработаем.

Хотя все-таки обидно — за наших людей, страну. Вот если бы такой проект сделали в Голливуде Анджелина Джоли и Брэд Питт, американцы шум бы подняли на весь мир, восхваляя создателей картины. А у нас в интернете гадости строчат... Из зависти, от понимания собственной бездарности вставляют палки в колеса. У меня последнее время очень большое желание написать президенту страны открытое письмо обо всех мерзостях, которые у нас творятся...

культура: После фильма Вы попали в Книгу рекордов Гиннесса. За что конкретно?
Погодина: Летом в Сочи проходило вручение первой ежегодной профессиональной премии циркового искусства «Мастер». Там я повторила трюк, как кладу голову в пасть тигру. После этого представители Книги рекордов Гиннесса вручили мне диплом, что я единственная в мире женщина — не дрессировщик, которая отважилась исполнить такой номер.

Добавлю: после «Маргариты Назаровой», когда я глубже узнала цирковой мир и получила от этого огромное наслаждение, то поняла, что при определенных обстоятельствах действительно могла бы стать дрессировщицей хищников. Работала бы однозначно с тиграми. Я и со львами общалась, но у них совершенно другая энергетика. Они как-то теплее, а тигры — гордые аристократичные животные, от которых даже веет холодком. А могут и прихватить. (Тут Ольга закатывает рукав и, улыбаясь, показывает синяк на предплечье.) Это ко мне полуторагодовалая львица на фестивале «Идол» полезла обниматься, чуть с ног не сбила. Если б не свитер, до крови бы прокусила. Но она не со зла, просто силы не рассчитала.

культура: У Назаровой остались родственники, еще живы ее друзья, коллеги. С ними перед съемками связывались?
Погодина: Сын Маргариты Петровны Алексей — тоже дрессировщик тигров. В начале 90-х годов переехал за границу, мы долго не могли его отыскать. Сейчас живет в Болгарии, болеет и уже не выступает. Но у него есть дочка, назвали в честь бабушки — Маргарита. Она продолжает цирковую династию. Наш проект родственники одобрили и, думаю, станут одними из первых зрителей. А еще я познакомилась с Михаилом Багдасаровым. Дрессировщик, долгое время работал с Назаровой и Константиновским, друг их семьи. Он помогал в написании сценария, и мы ему очень благодарны.

культура: В сериале Вы не только сыграли главную роль, но вместе с Алексеем Пимановым были и продюсером. Что Вам ближе?
Погодина: И то, и это — все мое. Я четко знаю, что хочу получить и как это сделать. Неразделимые для меня вещи. У актера одни эмоции, у продюсера — другие. И подчас не менее сильные. Очень горжусь павильоном, который построила для съемок. Там уникальные декорации, это цирк-трансформер в натуральную величину. Картина у нас охватывает период с 1950-х по 1980-е годы. За это время интерьер в цирке менялся несколько раз — и для каждой эпохи мы сделали свой цирк. Использовали сменный манеж, сменный зрительный зал, все перекрашивали. К тому же мы показываем, как Назарова гастролировала по стране, миру. Пришлось делать шесть цирков, где проходит действие картины: Москва, Рига, Баку, Горький, Ростов, Рим. Уникальный случай для кино! А для программы «Водная феерия» (Назарова впервые в СССР поставила номер, где тигры исполняют трюки в воде. — «Культура») смонтировали в цирке еще один манеж, который поднимается из-под пола, заполняется водой, и в нем бьют фонтаны.

Неожиданно оказалось, что нам часть фильма надо снимать в Италии. Нужен был сухогруз, такой же, как в «Полосатом рейсе». Первоначально планировали отснять необходимые эпизоды в Одессе, но в прошлом году там начались известные события. Другое такое судно я нашла только на юге Италии, в Кротоне, неподалеку от Сицилии. Все бы ничего, да только евро тогда как раз скакнул. А еще были проблемы с мафией. Самой настоящей — сицилийской (смеется). Подробностей не расскажу, но потом мы наладили чудный контакт. Несколько мафиозо даже в съемках участие приняли, как каскадеры. Например, в фильме есть эпизод, когда с корабля падает парень. Знайте: перед вами на экране типичный представитель итальянского криминального мира.

В небольших ролях много итальянских профессиональных актеров и суперзвезда Паоло Контичини. На пике конфликта между Россией и Западом ребята охотно приезжали, спокойно работали. Но тигров в Италию привезти не получилось. Поэтому все корабельные сцены с ними пришлось доснимать в Москве.

культура: Очевидцы утверждают, что построенный под Вашим руководством макет цирка мог бы реально стать еще одной действующей ареной в Москве. Не жалко было такие декорации разбирать?
Погодина: А я и не разбирала. Я же хороший продюсер (улыбается), поэтому наш цирк продала байкеру Хирургу. Он в нем мотошоу устраивать собирается.

Справка «Культуры»

Маргарита НАЗАРОВА: танцовщица, мотогонщица, дрессировщик. Родилась в Царском Селе (теперь город Пушкин Ленинградской области) в 1926 году. Мама — учительница, папа — лесник. Однажды отец принес домой осиротевшего медвежонка. Зверь жил в семье Назаровых целое лето. Девочка пыталась научить его танцевать, но ничего из этого не вышло. Когда пришла пора идти в школу, медвежонка отдали в зоопарк. Началась война. В 41-м Назарову угнали на работы в Германию. Благодаря знанию немецкого, стала служанкой в богатой семье. Хозяин заметил ее пластику и грациозность, и вскоре Маргарита уже танцевала в местном кабаре. Там, в Гамбурге, она и встретила победный 45-й.

После войны обосновалась в Риге, устроилась в местный коллектив «Цирк на сцене». Проработала там восемь лет, постоянно усложняя программу, — ввела в номер собак и лошадей, гоняла на мотоцикле по вертикальной стене, выступала в акробатическом этюде. Поворотным моментом стало знакомство с будущим мужем — фронтовиком Константином Константиновским, дрессировщиком на местной киностудии. Он и обучил ее азам этой профессии. Начали работать вместе.

В 1954 году Назарову пригласили в качестве дублерши актрисы Людмилы Касаткиной на съемки комедии «Укротительница тигров». Касаткина наотрез отказалась сниматься в клетке с хищниками. Вместо нее туда заходила Назарова. Работа в кино пришлась по вкусу: в «Полосатом рейсе» дрессировщица уже сама становится исполнительницей главной роли — буфетчицы Марианны.

В 1957 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов дуэт Константиновский — Назарова представил программу «Водная феерия». За нее они получили медаль фестиваля. «В воду запускали пять тигров, — вспоминает Назарова. — Это очень красивое зрелище. Они плавали, прыгали в воде, играли друг с другом. Я плавала вместе с ними. Основные трюки выполняла с тигром Пуршем. Мы подходили с Пуршем к бассейну, он снимал с меня туфли, брал зубами за руку и вел к воде. На репетициях Пурш любил надо мной подшутить. Подбежит ко мне и хвать лапой за горло, хитренько так смотрит в глаза и начинает давить. В такие минуты я старалась приблизиться к тигриной морде и потереться об нее носом. Пурш убегал. Или в бассейне подплывет ко мне, положит лапу на мою голову и давай топить. Держит под водой несколько секунд, потом отпускает».

Талантливый дрессировщик Константиновский все чаще оказывается в тени своей не менее талантливой и к тому же очень обаятельной жены. Начинаются ссоры. Рождение сына Алеши на время примиряет супругов. Но потом Константиновский все же уходит. Возвращается только через два года, когда у Назаровой умирает ее любимый тигр Пурш, и она отчаянно нуждается в поддержке. А вскоре новая трагедия: у мужа обнаруживают опухоль головного мозга. Операция не помогла, он умер. Сильнейший нервный срыв, полтора года на таблетках, карьера катится под откос...

Окончательно Назарова покинула манеж после того как один из тигров прыгнул на нее и распорол когтями спину. В 2005-м она ушла из жизни, месяц не дожив до 79-летия.


Константин МАКСИМОВ, режиссер сериала:  «Тащить тигра за усы не приходилось»

Проектов такого масштаба — с огромным количеством зверей — не делали нигде в мире, даже в Голливуде. Мы ведь не только рассказали о творческом пути Маргариты Назаровой, но и показали, как под микроскопом, жизнь цирка изнутри. Помимо хищников в картине задействована масса животных: от попугаев до верблюдов со слонами. Думаю, никто не сомневается, что с четвероногими актерами работать сложнее, чем с людьми. А у нас в картине целых 120 минут кадров, на которых одни лишь тигры, тигры, тигры… Снять все это удалось благодаря таланту Эдгарда Запашного. Перед каждым эпизодом мы подробного обсуждали, где какой тигр должен стоять на манеже: тут тот, что поспокойней характером, сюда норовистого, этого можно погладить, того — нет. В общем, долгая и кропотливая работа. Спасибо Эдгарду и за то, что каждый его зверь «знал свой маневр». И съемочной группе не приходилось, образно говоря, тащить тигра за усы, чтобы снять тот или иной трюк. Безопасность была на высоте.

Особого упоминания заслуживает павильон, где проходили основные съемки. Росгосцирк предложил на выбор площадки в нескольких городах, я сам ездил смотреть. Запашные хотели, чтобы мы работали в цирке на проспекте Вернадского. Но, к сожалению, по техническим причинам все эти варианты отпали. Пришлось строить цирк самим. Для меня это был первый, и очень полезный, опыт работы с животными и я остался весьма доволен. Поэтому если меня еще когда-нибудь пригласят снимать фильм, где будет много актеров-зверей, с удовольствием соглашусь.