28 ноября 1944 года

Сергей ГРОМОВ

29.11.2019

75 лет назад, 28 ноября 1944-го, рассказывая о культурной жизни уже полностью освобожденного от гитлеровской оккупации СССР, газета «Советское искусство» предоставила слово тем, кто знал, как отстраивать лежавшую в руинах страну. 

Особенно примечательна статья академика Игоря Грабаря, начинающаяся словами: «Сейчас, когда Красная Армия изгнала с нашей земли последних фашистов-захватчиков, настала пора подумать о восстановлении тех прекрасных памятников искусства и старины, над которыми в злобном исступлении надругались немецкие вандалы». Интересно, что первостепенное внимание наш выдающийся живописец уделил не светской, а христианской архитектуре. Профессионально размышляя о проблемах, с которыми должны были неизбежно столкнуться реставраторы, автор указал на то, что осталось в Новгороде от «всемирно известного храма Спаса-Нередицы (XII века), внутренние стены которого снизу доверху были покрыты фресками, единственными в Европе по полноте и сохранности».

Грабарь поделился собственным мнением о способах воссоздания памятника древнерусского зодчества, где сохранились лишь «три абсиды восточной стороны и нижняя часть южной стены». Среди объектов культурного наследия, которые требовалось возродить, Игорь Эммануилович упомянул также смоленские храмы Петра и Павла, Михаила Архангела, новгородские — Софии и Спаса на Ильине, собор Мирожского монастыря в Пскове и другие культовые сооружения.

«А вот судьба двух других первоклассных памятников Новгорода — церквей Спаса на Ковалеве и Успения на Волотовом поле (XIV века), также прославленных своими дивными фресками, видимо, предрешена — едва ли они могут быть восстановлены», — посетовал знаменитый художник. Его прогноз, к счастью, не оправдался. Первый из упомянутых храмов был воссоздан в 1970 году, второй торжественно открылся 28 августа 2003-го. Над росписью церкви Спаса Преображения на Ковалеве трудились известные советские реставраторы Александр и Валентина Грековы.

Завершая свою статью, Грабарь подытожил: «Никакие учебные заведения не дадут таких знаний и навыков, как процесс восстановления величайших памятников искусства, созданных русским народом на протяжении почти тысячелетия. Можно не сомневаться, что эпоха восстановления будет ознаменована новым могучим подъемом нашей художественной культуры».




Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже