Технология святости

Константин МАЦАН

12.04.2013

«Я не постился чрезмерно, и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся…» — так сам о себе говорит преподобный Иоанн Лествичник, православный святой VI века, живший в Синайском монастыре.

Казалось бы, странно слышать такое от святого. Ведь намного более привычно — узнавать о христианской аскетике через примеры немыслимого самоотречения: один святой уходил в пустынный лес и тысячу дней без перерыва молился на коленях на большом камне, другой — ночевал в болоте и не позволял себе отогнать ни одного комарика. Считается, что святым было важно уделять меньше внимания плоти, хотя, на самом деле, им было важно уделять больше внимания духу.

Но слова святого Иоанна Лествичника в этом смысле показательны: христианской аскетике в целом несвойственен крайний радикализм. Всякое немыслимое самоотречение в христианстве — всегда особый случай и, конечно же, особый дар от Бога. А это, по определению, не для всех. Зато «для всех» — срединный, «царский» путь, избегающий крайностей — постепенный духовный рост. И на этом пути тоже становятся святыми. Этому пути, надо полагать, и посвятил себя преподобный Иоанн Лествичник.

Наверное, только такой подвижник и мог стать автором главного православного учебника по духовному росту — знаменитой «Лествицы». «Лествица» — как не трудно догадаться — «лестница». Уже одно это подчеркивает, что путь к духовному совершенству — постепенный, то есть состоит из ступеней. Впрочем, это не означает, будто такой путь может быть удобным, простым и вовсе не требующим никакого самоотречения…

Свою «Лествицу» святой Иоанн создал по заказу — игумен Раифского монастыря (соседнего с Синайским, где жил Лествичник) от лица всех монахов своей обители обратился к нему с просьбой написать «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат...» И преподобный Иоанн написал именно что руководство — пошаговую инструкцию, как человек может достичь духовного совершенства, то есть максимальной близости к Богу.

Он представил ее в виде лестницы с тридцатью ступенями, каждая из которых возводит к новой, более сложной духовной задаче. И как невозможно физически прыгнуть с первой ступени сразу на тридцатую, так и в духовном плане предполагается последовательное восхождение. То есть постоянная напряженная работа над собой и борьба с собственными грехами. Первая ступень (как первая глава книги) — «Об отречении от жития мирского». Пятнадцатая ступень — «О нетленной чистоте и целомудрии, которые тленные приобретают трудами и потами». Тридцатая ступень, последняя — «О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви».

Но вот что любопытно: «Лествица» написана монахом по просьбе монахов и для монахов. Но стала крайне популярной и востребованной среди простых верующих. Почему? Конечно, нельзя не учитывать глубины и теплоты самого текста — уже одно это привлекает. Но можно сделать еще и осторожное предположение о духовно-психологической причине востребованности «Лествицы».

Человек по природе стремится к Небу. Если он честно смотрит внутрь себя, в глубине души может почувствовать, что в этом мире он не вполне свой, не вполне на своем месте. Это видно, если сравнить человека с животным: зверь живет без одежды, спит на земле, согревается внутренними регуляторами — словом, он приспособлен к этому миру от рождения. А человек не приспособлен, но вынужден этот мир преобразовывать — придумывать себе одежду, жилище, средства поддержания жизни и так далее. Но почему? Это становится понятно, если обратить внимание на ответ, предлагаемый Библией, начало книги Бытия: Бог создал человека для жизни в раю, но после грехопадения Адама и Евы изгнал их на землю — так появился наш мир, который в христианстве считается падшим. И человек отныне чувствует, что создан не для земли, а для рая, и ищет способ в рай вернуться. Неслучайно и в языке слово «рай» — синоним гармонии и счастья, к чему каждый стремится. Так появляется религия.

Ученый-гуманитарий может по-разному относиться к религии, но не станет спорить, что «до-религиозных» форм жизни человечество не знает. Ведь как только историческая наука фиксирует появление первых людей, она тут же фиксирует существование у них кладбищ, а погребение родственников — это религиозный обряд. Можно даже сказать, что человек появляется на земле не столько как homo sapiens, сколько как homo religiosus. А само слово «религия» происходит от латинского «religare» — связывать. Возвратная приставка «re» как раз означает, что связь человека с Богом была, но потом разорвалась и теперь ее надо восстановить — подняться обратно на Небо, то есть к Богу.

То, как это предлагает осуществить религия христианская, и описано в «Лествице». Можно предположить, что в том числе и этим объясняется ее популярность среди мирян. Ведь святой Иоанн предлагает путь достижения духовного совершенства — а это и есть восстановление связи, максимальная близость к Богу, к чему человек стремится от природы. Конечно, обычный мирянин в ритме городской жизни вряд ли способен (да и вряд ли призван) повторить в домашних условиях то, что Иоанн Лествичник пишет для монахов. И все же этот вектор — общий для всех верующих. Сам факт того, что путь к Богу открыт любому, вдохновляет. И вселяет надежду.