Победа генерала Черняховского

Илья СТУЛОВ, Калининградская область

03.04.2014

Недавно наша газета с возмущением писала о варварской инициативе удельных польских политиков — снести памятник освобождавшему Польшу и погибшему на ее земле дважды Герою Советского Союза генералу Ивану Черняховскому (см. № 4 и № 6). Волну протеста подхватили другие СМИ, выступил российский МИД. Надо сказать, что и в Польше многие возмутились беспамятством своих политиков. И вот результат: власти Варминско-Мазурского воеводства официально заявили о сохранении монумента.

Памятник советскому полководцу установлен на месте его гибели — в мало кому известном городке Пененжно. Гордиться бы, ибо других достопримечательностей в городке не имеется. Но нет — тамошние «знатоки» истории инкриминировали Черняховскому разоружение летом 1944 года солдат Армии Крайовой. Подкинули идею депутатам-националистам. Со второго захода, с трудом, но протащили — за снос проголосовали семеро из тринадцати присутствовавших на заседании депутатов местного сейма. 

«Культура» уже разоблачала несостоятельность подобных претензий. Напомним. Когда войска 3-го Белорусского фронта, которым командовал Черняховский, освобождали Вильнюс, на территории Литовской ССР заметно активизировались подразделения Армии Крайовой, созданной правительством буржуазной Польши в Лондоне. Эта армия провозгласила борьбу как с войсками рейха, так и с Красной Армией. Несмотря на то, что союзники по антигитлеровской коалиции требовали не мешать красноармейцам освобождать захваченные фашистами территории, осевшие в Лондоне политики провоцировали командиров Армии Крайовой проявлять активность. Чтобы не оставлять в тылу боеспособные подразделения, способные в любой момент ударить в спину, Ставка Верховного главнокомандующего издала Директиву № 220145: бойцов Армии Крайовой разоружать, в случае сопротивления применять силу. Однако никаких столкновений между войсками 3-го Белорусского и польскими солдатами зафиксировано не было. Процесс разоружения проходил без эксцессов. В сопредельной стране к этой истории всегда относились с пониманием: война есть война.

— В июле 1944 года солдатами 3-го Белорусского были пленены и переданы органам НКВД около 6 тысяч бойцов Армии Крайовой, — уточнил «Культуре» польский историк Ричард Ковальский. — Жестких репрессий по отношению к ним не применялось, в 1947 году все были освобождены и отправлены на родину. Эпизод войны, может быть, неоднозначный, но уж точно бескровный. Нужно помнить, что при освобождении Польши от фашистов  полегло более 600 тысяч советских воинов. Среди них и генерал Черняховский. В начале 70-х, именно по настоянию польских ветеранов, на месте, где командующий фронтом получил смертельное ранение, и был установлен мемориал.

Однако власти Пененжно и трезвые оценки прошедших событий — две вещи, по выражению классика, «несовместные». Бурмистр городка Казимеж Кейдо мотивировал решение о сносе «непримиримой борьбой с символами коммунизма, тоталитаризма и советизации Польши». Это не осталось незамеченным в России.    

— Отчаянно борющимся с памятниками польским депутатам следовало бы помнить, что семьдесят лет назад Пененжно назывался Мельзаком, входил в состав Восточной Пруссии и Польше не принадлежал, — так прокомментировал решение  городского сейма губернатор граничащей с воеводством Калининградской области Николай Цуканов. — Только после Второй мировой, по настоянию Советского Союза, эти земли отошли от Германии нашим соседям.

Сразу после оглашения эпатажных намерений депутатами Пененжно калининградские власти решили взять памятник под свою опеку. Выделять средства на его обустройство и ремонт, регулярно делегировать волонтеров, которые бы поддерживали порядок на мемориале. Еще более решительно выступили по поводу безумной инициативы российские дипломаты.

— Претензии к Ивану Черняховскому надуманны, любой командир на его месте поступил бы так же, — сообщил «Культуре» чрезвычайный и полномочный посол России в Польше Александр Алексеев. — Сегодня речь о сносе комплекса мы не ведем. Депутаты Пененжно не правомочны принимать такие решения. Есть межгосударственный договор от 1994 года. И в нем прописан конкретный пункт, касающийся обязательств сторон по уходу за воинскими захоронениями и памятниками. Стороны должны соблюдать наши соглашения.

Следует отдать должное: в самой Польше к инициативе властей Пененжно отнеслись крайне негативно.

— Большой вопрос: поддержат ли такой шаг представители Совета по охране памяти, борьбы и мученичества — уполномоченного органа нашей республики, компетентного решать вопросы о сносе и демонтаже памятников, — пояснил нашему изданию директор Польского культурного центра в Калининграде Томаш Омански. — Судя по реакции в прессе, до этого дело не дойдет. 

Здравые политики сопредельного государства также негативно высказались о намерениях властей Пененжно.

— У соседей всегда бывают и размолвки, и конфликты, — заявил «Культуре» депутат польского сейма Тадеуш Ивиньский. — Но на раздорах дружбы не построишь, надо помнить о хороших, светлых моментах. Например, о том, как сейчас реализуется проект малого приграничного передвижения, ожививший экономику целого ряда воеводств. 

В итоге здравый смысл возобладал. Пока не в самом Пененжно, а в представительном органе более высокой инстанции — в парламенте Варминско-Мазурского воеводства.

— Наш  совет единогласно проголосовал за сохранение мемориального комплекса Ивану Черняховскому, — сообщил «Культуре» глава приграничной территории воевода Мариан Поджевски. — Мы считаем, что совет Пененжно превысил рамки своих полномочий, подобные решения на муниципальном уровне приниматься не могут. Воеводский совет рассмотрел непростую ситуацию на основании обращения жителей, в том числе и ветеранов. В ближайшее время я намерен обсудить с властями Пененжно возможность и источники финансирования ремонта памятника. Данный комплекс входит в реестр мемориалов и воинских захоронений, и наша сторона также должна осуществлять уход за ним.

Воевода выразил уверенность, что популистские заявления ряда политиков не отразятся на отношениях между странами. Более того, если теперь за монументом полководцу будут ухаживать и поляки, и россияне, то это, вопреки выходкам недалеких политиков, только сплотит братские славянские народы.