10.11.2013
Бытовало мнение, что Борис Давыдович собирал прежде всего представителей «ленинградской школы», камерных художников 20–30-х годов, равно отстоящих и от авангарда, и от официоза. Он и в самом деле как историк искусства начал заниматься ими в то время, когда это поколение оказалось полузабытым. Сурис post factum стал летописцем довоенной артистической жизни Ленинграда.
Но нынешняя выставка показывает, что круг интересов собирателя был гораздо шире. В «Галеев-Галерее» показывают работы Натальи Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Митурича, Татьяны Мавриной, Бориса Кустодиева, Александра Лабаса, Владимира Фаворского с 1910-х по 1940-е годы. Это гораздо шире «ленинградской школы». Естественно, вещи не равноценны — мы имеем дело с частной коллекцией, хоть она и собиралась блестящим искусствоведом, человеком с отменным вкусом и уникальной эрудицией.
В дополнение к выставке галерея издала книгу, посвященную Петру Соколову, как раз «ленинградцу», другу обэриутов, оформителю журналов «Чиж» и «Ёж», легенде «Детгиза», талантливому декоратору. Сурис по крупицам собирал работы художника и завещал их Русскому музею. Первое исследование творчества Соколова основано на архивах искусствоведа-коллекционера и посвящено его памяти.