В поисках Раи

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

16.11.2016

В галерее Artstory — необычный проект «Мясницкая, 21. Перекрестки судеб. Раиса Идельсон, Роберт Фальк, Александр Лабас, Александр Родченко». В центре внимания дом, где в 1920-е годы размещался ВХУТЕМАС — кузница кадров нового искусства. Помимо тех, чьи имена заявлены в названии выставки, здесь жили и творили Владимир Татлин, Эль Лисицкий, Владимир Фаворский, Петр Митурич... 

Мастерские располагались в двух девятиэтажных корпусах. Существование было неустроенным, а быт — бедным. Юлий Лабас, сын знаменитого живописца, вспоминал: «Лифт работал даже в 20-е годы, но центральное отопление дышало на ладан. Согревались буржуйками. <...> Девицы-вхутемасовки масляной краской реставрировали туфли и даже пытались красить губы».

Впрочем, экспозиция посвящена вовсе не коммунальным коллизиям. В центре внимания — художница и поэтесса Раиса Идельсон, чья судьба оказалась тесно переплетена с жизнью двух известных мастеров: Роберта Фалька и Александра Лабаса. С первым юная Рая познакомилась в Москве, когда в 1920 или 1921 году поступила во ВХУТЕМАС. Темноволосая красавица с огромными глазами стала ученицей, музой, а затем и женой Фалька. К сожалению, картин, написанных самой Раисой Идельсон, сохранилось мало. Среди них выделяется «Автопортрет с изумрудом» (1920-е): пряный, с насыщенными синими и зелеными красками.

Нередко она становилась персонажем чужих полотен. Роберт Фальк, с которым прожила почти десять лет, изображал жену то загадочно улыбающейся Джокондой в рубиново-красном наряде («Женщина, расчесывающая волосы», 1926), то Венерой в современном костюме и домашних туфлях («Женщина, лежащая на тахте под портретом Сезанна», 1929). В конце 20-х супруги уехали во Францию для работы над выставкой Роберта Рафаиловича. Вскоре Раиса вернулась в СССР из-за болезни отца и более не покидала страну. Их судьбы с Фальком разошлись, однако дружба не прервалась. На парижской картине «Воспоминание» (1932) Фальк изобразил не только новую жену Киру Алексееву, дочь Кириллу и тещу Марию Лилину, но также бывшую спутницу жизни. В левом углу — маленький автопортрет: фигурка художника, протянувшего руки к любимым женщинам.

Вторым мужем Идельсон стал Александр Лабас. Они по-прежнему жили на Мясницкой в квартире 36: гигантском помещении, из венецианских окон которого открывался вид на все стороны Москвы, как вспоминал их сын Юлий. На выставке Лабас — любитель авиации и поклонник Циолковского — предстает в неожиданной ипостаси. В экспозиции нет парящих дирижаблей или «лестницы в небо» — эскалатора московского метро. На суд публики предложены более камерные вещи: скажем, портреты жены и Юлика, сделанные акварелью и сангиной, полные трепета и нежности.

Четвертый герой, Александр Родченко, включен в проект на правах соседа: он также занимал одну из мастерских в доме 21. Фото, показанные на выставке, знаменитый кардиохирург Михаил Алшибая нашел буквально... на помойке. В середине 90-х, проходя по Мясницкой, врач заметил нищего, вытащившего из мусорного бака папку со снимками. Бродяга согласился уступить их за вознаграждение. По сей день неизвестно, кто выбросил работы и когда они были напечатаны. Среди кадров — изображения дома, а также гости, запечатленные на балконе, например Осип Брик.

Проект, куратором которого выступила внучка Раисы Идельсон Алиса Лабас, показывает «судьбы скрещения»: как игра случая или воля провидения соединяет жизни причудливыми образом. А также делает знаменитых людей чуть ближе.