Ваш любимый фильм Рязанова?

03.12.2015

Фильмы, снятые Эльдаром Рязановым, навсегда останутся в сокровищнице российского кинематографа. Мы пересматривали их бесчисленное количество раз, и продолжаем делать это снова и снова, но выбрать один, лучший, не так-то просто. Тем не менее, мы попросили наших соотечественников — известных политиков, спортсменов, деятелей культуры и искусства, назвать особенно любимые ими картины великого режиссера.


Светлана НЕМОЛЯЕВА, народная артистка России:
— Конечно, люблю фильмы, где снималась, с ними связано столько воспоминаний. И новогодний подарок — «Иронию судьбы». Но главной режиссерской работой Рязанова считаю «Берегись автомобиля». Тут все сошлось: и оригинальная история о благородном разбойнике, помогающем детям, и потрясающий актерский ансамбль, никогда бы не сыгравшийся без волшебной дирижерской палочки Эльдара Александровича.


Ирина РОДНИНА, трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию:
— Я была совсем маленькой, когда впервые увидела «Карнавальную ночь». Сразу влюбилась в эту киноленту, смотрела не отрываясь. Для любого ребенка Новый год — главное событие. И столь жизнерадостный фильм не мог не оставить в моей душе яркий след, ведь он не только веселый, но и по- настоящему праздничный. Музыкальное сопровождение на высшем уровне. По мере взросления отмечала для себя новые моменты, которые раньше оставляла без внимания. Не перестаю удивляться таланту мастера. Фильмам Рязанова все возрасты покорны. Его работы, как хорошее вино, с годами становятся только лучше, а смысл начинаешь понимать уже с годами. То же касается «Гаража» и «Вокзала для двоих», пересматривала их десятки раз.


Александр МИТТА, режиссер: 
— Все его фильмы были для меня одним мастер-классом, вторым ВГИКом — я приходил к нему на съемки, учился, завидовал и очень многое понял. Эльдар работал ясно и экономно. Казалось, сидел сложа руки, а на самом деле — твердо рулил процессом: каждая новая сцена что-то прибавляла к характерам персонажей и была понятна актерам. Все работали очень слаженно, энергично — картина складывалась на площадке.
Рязанов — классик, равный Эйзенштейну, Довженко, Ромму и своему учителю Пырьеву. Отсмотрев первые шестьсот метров «Карнавальной ночи», Иван Александрович велел переснять материал, потому что понял: этот парень может лучше. И у Эльдара выросли крылья. Все, что ему было нужно, появлялось само собой, как из-под земли. Так внезапно раскрылся комедийный дар Гурченко, затем Люся пошла своим путем, но вернулась к Рязанову великой характерной актрисой. Эльдар не просто снимал фильмы, он творил новую атмосферу.


Артур ЧИЛИНГАРОВ, член Бюро Высшего совета партии «Единая Россия», член-корреспондент РАН: 
— Я вообще все фильмы его люблю. Но самым первым была «Карнавальная ночь». В молодости засматривались. Юная Гурченко — как она танцевала, у нее была такая талия... Мы все были влюблены. Запомнилась она еще и в «Вокзале для двоих», где составила прекрасный дуэт с Олегом Басилашвили. Когда мы работали в полярных экспедициях, обязательно брали с собой фильмы Эльдара Рязанова и раз за разом смотрели их с неподдельным удовольствием.


Ирина МАЗУРКЕВИЧ, народная артистка России: 
— «Служебный роман»! В дни премьеры как раз развивался мой собственный служебный роман с будущим мужем, Анатолием Равиковичем. Помню, гуляли по Невскому, а высоко над нами, на большом электронном панно загоралось название картины. Это было так романтично... Вскоре, попав в поле зрения Рязанова, я сыграла в картине «О бедном гусаре замолвите слово».


Владимир ХОТИНЕНКО, режиссер: 
— Можно назвать любой рязановский фильм, и этого будет довольно, чтобы обозначить масштаб режиссера, а дальше — некуда деться — придется огласить весь список... В какой последовательности? Рязанов был очень разным. И все-таки первым приходит в голову «Берегись автомобиля», каждый Новый год невозможно разминуться с невероятной магией «Иронии судьбы». Недавно пересматривал «Гараж» — поразился актуальности этого потрясающего ток-шоу... Удачи отечественных режиссеров часто измеряются заграничными успехами, а Рязанову было достаточно понимания своих зрителей, он очень много значил для страны. 


Владимир САЛЬНИКОВ, четырехкратный олимпийский чемпион по плаванию:
— Все фильмы Рязанова пересматриваю с огромным удовольствием, но если просите выделить любимый, назову «Берегись автомобиля». Поистине народный фильм с обаятельным главным героем, который верил, что каждый человек может изменить мир к лучшему. Пускай и доказывал это не самым обычным способом.

 

Владимир ПЛАТОНОВ, депутат Мосгордумы, член фракции «Единая Россия»: 
— Помимо «Иронии судьбы», мои любимые — это «Карнавальная ночь» и шикарнейший «Зигзаг удачи». При этом у Рязанова все произведения — философские. Когда их смотришь, то и думать надо, и радоваться жизни — тому, что она есть. Не хотел бы называть никого поименно из любимых персонажей, обидно кого-то выделять, они все прекрасны. Но, пожалуй, самый любимый женский образ — Людмила Гурченко в «Карнавальной ночи».


Николай ЛЕБЕДЕВ, режиссер: 
— Картины Эльдара Александровича сопровождали меня всю жизнь. Так сложилось, что мы познакомились и начали общаться. Легендарный режиссер заставлял забыть о дистанции — яркий, остроумный, очень светлый человек... Рязанов знал горечь жизни, но почти во всех фильмах дарил зрителям надежду. Помню свой первый детский восторг перед «Итальянцами в России». Пересматривал трижды. Затем открыл для себя «Карнавальную ночь», «Стариков-разбойников», «Берегись автомобиля», «Иронию судьбы»... Герои Рязанова — наши родственники, но я-то знаю того, кто подарил им жизнь, пропустил через себя, донес до нас уникальную сердечную интонацию.
Самая недооцененная картина Эльдара Александровича — «Служебный роман». Как-то сказал ему: «Эта вещь посильнее «Иронии судьбы». «А Вы кое-что понимаете!» — отозвался он. В поздних рязановских фильмах проявилась не чернуха, а настоящая боль за страну. И она находила отклик — случайная знакомая призналась, что не может лечь спать, не пересмотрев хоть пять минут из «Старых кляч»... «Чтобы скорее заснуть!» — пошутил Рязанов.
Две недели назад позвонил ему, чтобы поздравить с днем рождения. Эльдар Александрович уже не мог снять трубку, но попросил передать мне подарок — фильм-завещание «Андерсен. Жизнь без любви» и диск с видеозаписью стихов в авторском исполнении.