Без тормозов

Алексей КОЛЕНСКИЙ

22.04.2014

<

Захара Прилепина «Восьмерка».

Последние дни 1999 года, промышленный регион. Одержав победу в драке с криминальными завсегдатаями ночного клуба, четверо омоновцев покидают поле боя на «восьмерке», у которой отказывают тормоза. Чудом избежав гибели, друзья навещают заведение спустя сутки и избивают заподозренных в диверсии братков авторитетного Буца (Артур Смольянинов). Заодно отоваривают и «солдат» конкурирующей банды. Командир ОМОНа (Сергей Пускепалис) требует прекратить беспредел — в противном случае отделение расформируют, а парней упекут за решетку. Но бойцы вновь выходят на тропу войны — понимают, что если они не покончат с главарем, их перестреляют по одному.

Одновременно лидер команды Гера (Алексей Манцыгин) заводит роман с девушкой из клуба (Вильма Кутавичюте), которая оказывается невестой Буца. Любовники договариваются бежать из города, но в последний момент Аглая уезжает одна.

В автобиографической повести Прилепина, потеряв любимую и друзей, лирический герой задается вопросом: «А зачем как-то еще, если уже есть так, как оно есть». Иными словами, понимает, что «или-или» — ложный выбор, главное — впереди, и это судьба. Учитель перекроил сюжет, столкнув лбами мелодраму и социальную драму. Искры не полетели. Но стало ясно: любовь и дружбу «в одну телегу впрячь не можно».



Алексей Учитель: «Прилепин в кепке — вылитый Куравлев!»

культура: Автомобиль как завязка и константа истории. Внутри — четверо парней, увязших в криминальной войне. Один, возможно, предатель… Вы сняли «Антибумер»?
Учитель: Так говорят, и это есть в повести. Но, в отличие от бумеровских братков, мои герои не покидают свой город и защищают его, как умеют.

культура: Что зацепило в прилепинской прозе?
Учитель: Предельная достоверность и естественность. Захар — человек бурных страстей, мне импонирует его перехлест. Главное — тексты кинематографичны. Это редкость. Прилепин служил в ОМОНе, воевал в Чечне — он понимает парней, которые в драке могут схватиться за лопату. И все-таки его герои человечны, ранимы.

культура: «Восьмерка» — «кино морального беспокойства»?
Учитель: Догадываясь, что друг их обманывает, ребята пулей вылетают из-за новогоднего стола, дабы прийти ему на помощь. Они — единое целое, их не победить. Сегодня все меньше людей, готовых подставить плечо в трудной ситуации. Мы теряем мужскую дружбу. Нас разделили телефон и скайп.

культура: Как Вам Прилепин-артист?
Учитель: Захар пластичен и остроумен. В кепке — вылитый Куравлев!

культура: Вы говорили как-то, что любите браться за материал, который не разгадали до конца.
Учитель: Снимая кино, хочу открывать что-то новое и в себе. Единственный принцип — я должен тепло относиться к героям, невзирая на их недостатки.

культура: Радует воссоединение Крыма с Россией?
Учитель: Да. Крым для меня — родная земля, его присутствие в составе Украины было формальным. Не случайно Сталин планировал построить на полуострове советский Голливуд: в Крыму есть все — любые пейзажи, невероятный свет. Я снимал здесь три игровые картины. В «Дневнике его жены» французы разглядели Лазурный берег. Для «Пленного» мы отыскали крымскую «Чечню». В фильме «Космос как предчувствие» снимали «Баренцево море» под Феодосией. С 1 по 8 мая 2004 года, согласно всем прогнозам, должен был разразиться шторм. Выходим в море — ночь, штиль, лунная дорожка. То же назавтра, и так всю неделю. На восьмой день говорю: снимаем как есть. Группа пригорюнилась. И вдруг — из ниоткуда, мгновенно — налетел ураган, поднялась волна. Едва успели закрепить осветительные приборы. Получились потрясающие кадры. Через полтора часа все стихло. Так бывает лишь в кино и сказках.